На днях в Жогорку Кенеше (парламент Кыргызстана) предложили распустить Совет по отбору судей. По мнению фракций СДПК, «Республика» и части «Ар-Намыс», Совет не смог провести честный и непредвзятый отбор кандидатур судей Конституционной палаты и Верховного суда. Другая часть недовольных считает, что принятые законы по судебной системе нуждаются в изменениях и дополнениях. Между тем, 29 декабря 2011 года истекают полномочия более 40 судей местных судов. Учитывая то, что до сих пор не сформирован состав Конституционной палаты и Верховного суда, некоторые эксперты предрекают наступление кризиса судебной власти.
Эта власть необходима, чтобы наказывать преступников, изолируя их от общества или разрешать споры между гражданами. И весь смысл ее деятельности заключается в принятии качественного судебного акта, который бы служил торжеству права и справедливости. Об этом в нашей стране начинают наперебой говорить каждый раз, после очередной народной революции, но зачастую, не понимая самой сути. Красивая витиеватая риторика политиков самого разного толка о том, что мы строим правовое государство, абсолютно расходится с тем, что происходит ежедневно...
Снова реформы. Как выбирали судей
В Кыргызстане на фоне бессмертного судебного произвола, в очередной раз пытаются найти новые пути и механизмы изменения порочного положения вещей в судебной системе. Корень проблемы в том, что укрепление статуса судебных органов и судей в годы, начавшейся в середине 1990-х годов в рамках судебной реформы, не сильно отразились на улучшении качества и культуры отправления правосудия. Скорее наоборот...
Многие судьи восприняли принцип независимости судей буквально, как полную безответственность и безнаказанность, свою личную независимость от всех и вся, в том числе от закона. Не иссякающий поток жалоб граждан на работу судов в конечном счете привел к тому, что у населения, в большинстве своем, выработалось и укрепилось недоверие к судам. И откуда бы взяться доверию, если человека, укравшего, например, курицу или алюминиевую кастрюлю у соседа, могли приговорить к нескольким годам лишения свободы, а скажем, наркодельца, у которого обнаруживали внушительные килограммы наркотиков, могли осудить условно, а то и вовсе оправдать?
Не удивительно, что после апрельской революции 2010 года, когда второй раз из страны бежал глава государства, недовольство населения судебной системой, копившееся годами, вырвалось наружу, и сегодня, мы являемся свидетелями очередной судебной реформы, которую затеяли власти.
В 2005-2009 годах судебная реформа, в основном, осуществлялась с подачи Министерства юстиции, Верховного суда. В настоящее время этим занялся Жогорку Кенеш. Принятие в 2010 году на референдуме очередной Конституции обусловило переход Кыргызстана к парламентской форме правления, соответственно, изменились принципы формирования судебной ветви власти. Летом текущего года были приняты законы, регулирующие судоустройство: «О Совете по отбору судей», «О Конституционной палате Верховного суда», поправки в законы «О Верховном суде» и «О статусе судей».
Был также утвержден состав Совета по отбору судей в количестве 24 человек, одну треть состава которого выбирала парламентское большинство, вторую треть – парламентская оппозиция, а остальную часть – Совет судей. Отобранные Советом кандидаты в судьи по согласованию с президентом страны должны утвердиться парламентом.
С началом процедуры отбора судей запустилась и так называемая «судебная реформа», которая призвана осуществить формирование квалифицированного состава судей. Как показали последние события в стране, на деле, новая «реформа» свелась лишь к банальной политической борьбе за контроль над судебной системой и проталкиванию в суды «своих» людей. Громкие скандалы, противостояние профильного комитета Жогорку Кенеша с аппаратом президента, обнародование компроматов, грозные митинги общественности с требованием люстрации судей, возбуждение уголовного дела в отношении бывшего председателя Совета по отбору судей Замирбека Базарбекова...
Недолго думая, вслед за Базарбековым подал в отставку и второй по счету глава Совета по отбору судей Шамарал Майчиев. И, если первый ушел под давлением общественности, то второй решил это сделать самостоятельно, мотивируя свое решение небезупречным поведением и биографией отдельных членов возглавляемого им органа. То есть, с таким составом Совета и речи быть не может о беспристрастном принятии решений по отбору судей.
И это понятно, Совет должен был формироваться из судей и представителей гражданского общества, но сделали его фракции Жогорку Кенеша, которые вообще «ни при делах», так как в самом законе идет речь только о коалиции и оппозиции. Политическую подоплеку подтвердили и итоги голосования по кандидатурам в высший судейский корпус, которые отдельные члены совета так хотели скрыть.
Как минимум 15 человек в Совете действовали согласованно и вместе голосовали за ту или иную представленную кандидатуру на должность судьи в высший судейский корпус. Также согласованно они не поддержали потом отставку своего второго председателя. Оно и понятно, ведь тем самым они бы де-факто признали все имеющиеся нарушения в работе Совета.
Все эти процессы, сопровождающие судебную реформу, оказались весьма показательными. Такого не наблюдается даже когда идут назначения членов правительства КР, акимов районов, губернаторов областей. Ведь, в сущности, судья не всемогущ, ведь он обязан исполнять правосудие в рамках существующего законодательства. И не более. Но после таких баталий создается впечатление, что у нас судьи действительно всемогущи, раз на их место так сильно стараются посадить себе угодных людей. Политическим склерозом у нас страдают теперь не только дореволюционная президентская администрация, но и нынешние депутаты. Революционная эйфория прошла и осталась одна ушибленность.
В реформаторской карусели они не задумались о самом главном - «а судьи - кто???» Каковы их профессиональные качества, знания юриспруденции, элементарной этики?...
Учитывая показательную набожность наших политиков, не лишним будет напомнить им строки из Библии - «Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть и поставь их над ними...Пусть они судят народ во всякое время...»
Действительно, а судьи кто?
Нынешняя система отправления правосудия, когда судья единолично, зачастую в своем кабинете решает судьбу человека, предполагает наличие специально обученных и занимающихся этим профессионально людей. Причем, люди эти должны быть не только высокообразованными в сфере юриспруденции, но и быть по-настоящему мудрыми, честными, добросовестными в своем деле, специалистами. Судья - это особая профессия. По сути, у него, как у хирурга, в руках - жизнь и судьба человека. Но врач, хотя бы дает клятву Гиппократа, основополагающий смысл которой «Не навреди!». Судья никакой клятвы не дает.
Казалось бы, судьи, закончившие юридический факультет какого-либо вуза должны мыслить и действовать так, как их учили. Программа обучения для всех правоведов одна. Но в жизни не всегда все так правильно. Возможно, именно поэтому наши граждане боятся суда, как черт ладана. Считается, что судиться это последнее дело. В нашей стране до сих пор суд, судья - это враг, потому что суд всегда представлял интересы власти или денежных людей, работали против граждан, укоренилось мнение, что суд может только наказать, а не оправдать.
Наши судьи так и не пришли к пониманию, что они важны и необходимы людям. Для них, как правило, работа сводится к добыванию денег. Поэтому большая часть населения республики считает судей продажными, некомпетентными и аморальными. Можно быть далеким от обобщений, но при этом точно знать, как население относится к служителям Фемиды. Ведь каждый судья на виду у широкой общественности.
За примерами и ходить далеко не надо - вершиной цинизма судебной системы в декабре нынешнего года стало вынесение оправдательного приговора в отношении четырех милиционеров, обвиняемых в пытках. Правозащитники утверждают, что в материалах дела имелись все необходимые доказательства: заключение судебно-медицинской экспертизы, фотографии жертвы со следами пыток и суды все равно вынесли пытателям оправдательный приговор. Верховный суд при этом больше остальных отличился - свое окончательное оправдательное решение вынес 8 декабря этого года, как раз, когда в стране находился спецпредставитель ООН по вопросам пыток Хуан Мендес...
Суды по июньским событиям и по делу правозащитника Азимжана Аскарова напрочь растоптали понятие прав человека. Согласно мониторингу правозащитников, основным доказательством вины подсудимых по июньским событиям в суде стали их собственные признания, тогда как по закону, обвинительный приговор может быть вынесен только на основании совокупности доказательств вины, и одного чистосердечного признания, которое, чаще всего выбивалось пытками, недостаточно.
Дело Азимжана Аскарова и других семи человек должно было быть прекращено по факту применения к ним пыток...
Есть перспективы?
В нашей республике есть демократия — нет народовластия, парламент избирается народом, но народ не представляет. Есть государство — нет порядка, правительство правит, но ни за что не отвечает. Есть реформы — нет изменений. Судейские кадры сегодня, по всей видимости, никакой реформы для себя и не хотят. Они скорее намерены выстроить для себя дисциплинированную структуру, в которой комфортно работается, пока угадываются посылы властьпридержащих, пока повышается судейская зарплата, пока не замаячит ответственность за принятые решения. Все на волоске жизни страны, все под большим жирным вопросом: зарплата, работа, Конституция, власть начальников и терпение подчиненных...
Можно не принимать всерьез периодически перекраиваемую Конституцию и ее гаранта - президента страны, который теперь перестал быть таковым и который вечно в осаде оппозиции. Смеяться над откровенной глупостью депутатов парламента, над бездарными министрами, которых меняют, как перчатки... В такой ситуации мы еще долго можем существовать. Но когда на официальном уровне говорят о недоверии большинства населения судьям и судебной системе в целом - это очень плохо. Такая страна нормально существовать не может, в ней жить уже по определению невозможно.
Из моей практики, за последний год позитивных, справедливых и обоснованных исходов по судебным решениям немного. Можно отметить процесс, который завершился в мае настоящего года, когда судья Таш-Кумырского городского суда Мукарам Абдулхафизова вынесла решение в пользу девочки, оставшейся без ручек, в результате электротравмы, полученной в трансформаторной будке. На нее не подействовал «авторитет» ОАО «Жалалабадэлектро» и упреки в излишнем милосердии некоторых ее коллег-судей. Основным ориентиром стали нормы законов.
А недавно, 19 декабря 2011 года, судебная коллегия по уголовным делам Джалал-Абадского областного суда отменила решение нижестоящей судебной инстанции в связи с тем, что оно было необоснованное и не учло пробелы в следствии. Речь идет о деле, когда по вине местного чиновника женщина купила чужую квартиру и потратила огромные деньги на ее ремонт. Согласно решению Таш-Кумырского городского суда чиновник-мощенник избежал наказания, попав под амнистию. При этом суд первой инстанции не обязал чиновника выплатить материальный ущерб пострадавшей - мол, нет доказательств понесенного ущерба. Областной суд вернул дело на доследование.
После такой, пускай малой толики торжества справедливости, хочется верить, что надежды на скорое улучшение судебной системы страны перестанут таять на глазах.
27 декабря, 2011