Правовыми основами деятельности Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики (далее по тексту – Конституционная палата) являются следующие акты:
- Конституция Кыргызской Республики;
- Конституционный закон КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики»;
- Конституционный закон КР «Об органах судейского самоуправления»;
- Регламент Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики;
Азимов А.Т.
Юрист ОО «Партнерская группа «Прецедент»
Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что разбирательство во всех судах осуществляется, открыто[1]. Следовательно, указанная конституционная норма регламентирует, о нормативном установлении власти открытости судебного разбирательства. Позволяющее, обеспечить присутствие на открытых судебных слушаниях, любого лица, и как следствие придание огласке результатов судебного заседания, что является реализацией другого принципа судебного разбирательства - принципа гласности.
Принцип гласности имеет большое значение для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия, является гарантией принципа независимости судей и подчинения их только закону, а также средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело.
Кроме того, гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных Конституционным законом и регламентом процессуальных процедур подготовки и разбирательства дела в суде.
Свободный доступ граждан в зал судебного заседания не может быть ограничен, ни под каким предлогом, за исключением лиц моложе шестнадцати лет. Вопрос допуска всех желающих граждан в открытые судебные заседания, как правило, разрешается с учетом вместимости зала судебного заседания.
Статья 13 Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» объясняет данный принцип следующим образом: «Рассмотрение дел в Конституционной палате проводится открыто. Заседания проводят в зале судебного заседания, доступном для представителей гражданского общества и средств массовой информации. Заседания Конституционной палаты проходят открыто, за исключением случаев, когда это необходимо для охраны государственной тайны, обеспечения безопасности граждан, тайны личной жизни и защиты общественной нравственности»[2].
В случае, ограничения доступа к судебным заседаниям, основным критериям такого действия, должно являться наличие доказательственной базы о сведениях, относящихся к государственной тайне. Подразумевается, что должна быть продемонстрирована причинно-следственная связь между распространением информации и наступлением последствий.
Следует знать, что инициатива проведения закрытого судебного разбирательства принадлежит: суду и любому лицу, участвующему в деле. Последние лица, осуществляют, это путем подачи обоснованного ходатайства Удовлетворение ходатайства производится по усмотрению судебной коллегии Конституционной палаты Верховного суда.
Если Конституционная палата решит провести слушание дела или его часть в закрытом заседании, то выносится мотивированное определение, которое перед началом заседания объявляется публично[3]. Для понимания пределов и содержания реализации принципа гласности в Конституционной палате следует отметить, что присутствующие могут фиксировать ход судебного заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, аудиозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционной палаты[4].
Для этого необходимо, заранее до начала судебного заседания, в письменной или устной (в виде ходатайства) форме обратиться к Заведующей отдела по организации судебных заседаний Управления правового обеспечения Аппарата Конституционной палаты Таштановой А.Ж.[5] о ведении кино- и фотосъемки, видеозаписи, аудиозаписи, прямой радио- и телетрансляции. Затем она уведомляет об этом председательствующего, который в свою очередь дает разрешения, либо отказывает. После чего Таштанова А.Ж. уведомляет об этом заявителя ходатайства о решении председательствующего Конституционной палаты.
Отмечаю, что под гласностью судебного разбирательства следует понимать не только проведение открытого судебного заседания, но и открытость, прозрачность и доступность судебных процедур, т.е. публичное объявление судебного решения, ознакомление сторон с поступившими жалобами, извещение о месте и времени проведения судебного заседания, свободный доступ к базе данных вступивших в законную силу судебных актов.
По итогам рассмотрения каждого дела Конституционной палатой, решения и заключения провозглашаются устно в полном объеме и в открытом заседании немедленно после их подписания. Все решения и заключения Конституционной палаты публикуются в официальных изданиях органов государственной власти, а также в «Вестнике Конституционной палаты» и на самом сайте Конституционной палаты в рубрике «Акты».
Конституционная палата для обеспечения принципа гласности, обязана письменно уведомлять участников о времени и месте своих заседаний и размещать информацию о судебных заседаниях в помещении Конституционной палаты, а также на официальном сайте Конституционной палаты за десять дней до начала заседания (http://constpalata.kg).
[1] Ст. 99 п. 1 Конституция Кыргызской Республики;
[2] Ст.38 Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики»;
[3] §4 п. 130 Регламент Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики;
[4] Ст. 37 Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики»