Гульнара Орозова
Чингиз Бексултанов
Институтом Общественного Анализа проведено исследование финансирования судебной системы Кыргызстана. В ходе исследования проведено анкетирование судей и сотрудников аппарата суда для получения объективной информации о существующих проблемах в судебной системе, определения состояния и тенденции ценностных ориентаций респондентов, выявления возможных способов решения сложных вопросов.
Анкетирование проведено анонимно, включены открытые и закрытые вопросы, примеры прямой речи респондентов, предложения приводятся без изменений.
Исследование показало, что наиболее острой проблемой для сотрудников суда явилось неудовлетворенность заработной платой. Работники аппаратов судов являются государственными служащими, к которым предъявляются высокие требования, и их заработная плата должна соответствовать уровню занимаемой должности. Низкая заработная плата вынуждает сотрудников суда искать другое место работы, в результате чего создается огромная текучесть кадров, что является серьезной проблемой для судопроизводства. Реформирование судебной системы должно затронуть и судебную систему изнутри, то есть тех, на ком держится судебная система, помощниках судей, секретарей, специалистов.
Как показано на диаграмме 1, на вопрос «Удовлетворены ли Вы заработной платой?» из 147 работников аппарата судов 1-й и 2-й инстанции всего 1 работник удовлетворен своей заработной платой. Согласно данному исследованию только один респондент ответил, что он удовлетворен заработной платой.
Диаграмма 1: Ответы работников аппарата судов 1-й и 2-й инстанции на вопрос:
Ниже представлены комментарии сотрудников аппарата судов на вопрос «Удовлетворены ли Вы заработной платой?»:
1. Отсутствует мотивация труда, вообще никакой мотивации нет;
2. Зарпл очень низкая , ну очень низкая, в связи с этим я и мои коллеги редко обедаем, из-за этого понижается трудовая эффективность, зарплата составляет 3300сом, это ниже чем прожиточный минимум 6800 сом. ЭТО АБСУРД!;
3. Я нормально не обедаю, хожу пешком на работу и домой, мне приходится подрабатывать по выходным и ночью, чтобы хоть как-то компенсировать свои расходы;
4. У секретарей в городском суде зарпл. составляет 3300 сом, в районных судах 2900 сом. При этом секретари сами на свои деньги извещают стороны по сот. телефону, отписываются в выходные дни, работают допоздна, их отпускной период зависит от графика отпусков судей с кем они работают. С зарплаты удерживается на соцобеспечение, профсоюзные сборы, но никакой отдачи нет;
5. Зарплата в 2800-3800 сом не покрывает даже транспортные расход;
6. Мы остались за бортом государственных структур, о нас государство забыло, хотя в судах мы выполняем всю черновую работу;
7. Зарплата в сумме3700 сом ( помощник судьи) с чином неконкурентна с зарплатой в ЖК и других госорганов;
8. Очень низкая по сравнению с другими ветвями власти из-за этого нехватка, текучесть кадров.
Данные полученные в Судебном департаменте КР показали, что уровень оклада младших специалистов – секретарей судебных заседаний и помощников судей почти в 2 раза ниже среднемесячного размера заработной платы по республике (см. диаграмму 2). Не считая Нарынскую область, уровень заработной платы данной категории работников практически находится на уровне прожиточного минимума.
Диаграмма 2
Источник: Судебный департамент КР и Статистический комитет КР
По причине низкой заработной платы и высокой рабочей нагрузки с каждым годом увеличивается текучесть кадров. Так, в 2012 году в аппараты местных судов было принято 178, уволено 210, т.е. за 10 месяцев с работы уволилось 22 % всего состава аппарата судов 1-й и 2-й инстанций.
P.S. В проекте Закона КР «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» предусматривается выделение бюджетных средств на повышение заработной платы судей, при этом ничего не говорится о сотрудниках судов. Из высказывания одного из сотрудников суда возникает вопрос «Когда же сотрудники суда перестанут быть за бортом государственных структур и когда же наконец государство вспомнит про тех работников, профессия которых подвержена большим стрессам».