С первых дней обретения суверенитета Кыргызская Республика взяла курс на формирование правового демократического государства. За прошедшие более чем 2 года много сделано для становления новой судебно- правовой системы, призванной создать механизм для охраны законности и порядка в государстве. Справедливая судебная власть, подчиненная только власти Закона, призвана стать гарантом защиты прав и свобод человека, и других субъектов права.
Доклад на Региональном семинаре
«Право на справедливое судебное разбирательство» (уголовное правосудие).
Бишкек, Кыргызстан. 4-5 апреля 2013.
В последние годы вопросы реформирования судебной власти в Кыргызской Республике стали одной из основных тем политической дискуссии в стране. О чем свидетельствует многочисленные статьи на страницах газет и журналов, в телевизионных и радиопередачах, посвященных поиску путей проведения судебной реформы.
Утверждение, что независимой Кыргызской Республике необходим доступный, эффективный, независимый и беспристрастный суд, актуально и сегодня. В настоящее время практически нет сферы, на которую не влияла бы деятельность суда, ибо она распространяется на все дела в государстве, в защите свобод и интересов гражданина, своими решениями суд оказывает серьезное воздействие на все стороны жизни общества.
Согласно ст.40 Конституции Кыргызской Республики каждому гарантируется защита его прав и свобод, предусмотренных настоящей Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права.
В соответствии со ст.93 Конституции КР правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. Независимость судьи при отправлении правосудия как неотъемлемый атрибут судебной власти закреплен в п.1 ст.94 Конституции КР. Эти конституционные положения и законодательные нормы позволяют считать, что принцип состязательности сторон оснащен необходимым атрибутом - независимым беспристрастным судом, разрешающим дело.
Согласно п.1 ст.94 Конституции КР судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону.
Независимость судей направлена на предотвращение какого-либо влияния на судей при осуществлении ими правосудия со стороны кого бы ни было включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов. Никто не вправе указывать суду, какое решение следует принять по делу.
Суды обязаны пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Любые действия, направленные на оказание давления на судей при осуществлении правосудия, расцениваются как правонарушение и влекут применение соответствующих мер ответственности.
Беспристрастность суда неотделима от независимости судебного органа. При этом беспристрастность определяется по двум критериям: субъективным и объективным. Субъективный критерий связан с личными качествами судьи, а объективный — с внутренней организацией системы правосудия.
Да конечно, говорить о том, что правосудие в Кыргызской Республике осуществляется на самом высоком уровне и в соответствии с международными стандартами еще рано. Нам предстоит еще многое сделать, для того чтобы в обществе была безусловная диктатура права и верховенство закона.
К сожалению, в судебной системе Кыргызстана существуют проблемы доступа к правосудию, источником которых является деятельность самих судов. Судебные процедуры нередко носят настолько сложный, длительный и дорогостоящий характер, что заинтересованные лица испытывают значительные трудности. Одним из серьезных недугов современной судебной системы является волокита с рассмотрением дел, которые откладываются и переносятся без каких-либо на то уважительных причин. Ненадлежащим образом уведомляются стороны. Все эти факты, несомненно, формируют негативное отношение к суду, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.
Однако, на сегодняшний день финансирование судебной системы в Кыргызстане недостаточно для успешного функционирования этой системы. Несмотря на улучшения, суды по-прежнему плохо оборудованы, здания судов не соответствуют, а технический персонал судов является низкооплачиваемым и слабо подготовленным.
Недостаточно финансируемая судебная система подвержена влиянию коррупции и просто не в состоянии выполнять свою роль как независимая ветвь власти.
Надежды граждан, их стремление к справедливости теснейшим образом связаны с нашей работой.
Несомненно, мы обязаны изменить отношение к судам. Чтобы люди поверили суду как власти справедливой и объективной. Это важно, потому что через судебную систему формируется отношение народа к государству.
В этой связи мы должны совместными усилиями доказать обществу что суд может быть независимым и беспристрастным.
Как показывает судебная статистика с каждым годом число обращений граждан в суды увеличивается.
Конечно, судьи в первую очередь сами должны доказать обществу своей работой, что они беспристрастны, должны выносить законные, обоснованные акты, чтобы людям было понятно, чем они руководствовались, вынося решение или приговор.
Хорошо налаженная судебная система защиты прав граждан дает веру в справедливость судебного решения, поддерживает социальное спокойствие в обществе.
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время имеются позитивные шаги в направлении создания условий для независимости и беспристрастности суда, в частности, государством проводится реформирование судебной системы, одной из целей которой является достижение подлинной независимости и беспристрастность суда.