Чингиз Бексултанов
ОО "Институт общественного анализа"
Когда мы говорим о судебной реформе в Кыргызской Республике, сразу же на ум приходит мысль о процессе обновления корпуса судей, т.е. проведение замещения 431 вакантного судейского места. Начиная с июля 2011 года были проведены конкурсные отборы судей в Верховный суд (ВС КР), Конституционную палату при ВС (КП КР), Бишкекский городской суд, Чуйский, Иссык-Кульский, Ошский, Нарынский и Тасасский областные суды, которые показали нам, что отбор – это дело нелегкое. На организацию отбора судей затрачено уже больше 10 млн. сом, но еще больший урон приносит затягивание процесса отбора судей. Конкретный пример этому результаты отбора судей в Верховный суд и Конституционную палату при ВС КР.
Так, за 1 год и 8 месяцев из 22 кандидатов в КП ВС КР одобренных Советом по отбору судей, через сито Президента прошло 10 кандидатов, которые были направлены на рассмотрение в Жогорку Кенеш КР. По итогам голосования в парламенте фактически было отобрано 5 судей на 11 вакантных судейских мест (см. таблицу 1). Особо хотелось бы отметить процесс голосования по кандидатурам в Конституционную палату в Жогорку кенеше КР прошедшего 27 февраля 2013 года. Очевидцы процесса голосования утверждали, что голосование было проведено скоротечно, не заняв и 20 минут. По идее, перед голосованием депутаты должны были обсудить претендентов, высказать свое мнение, если оно есть, задать вопросы присутствующим в зале кандидатам. Но, по какой-то причине со стороны парламентариев не было задано ни единого вопроса и по итогам тайного голосования парламент не одобрил ни одного из 4-х кандидатов в судьи[1].
В соответствии со ст. 12 Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» Конституционная палата может начать осуществлять свою деятельность только при наличие в ее составе не менее двух третей от общего числа судей Конституционной палаты, т.е. не менее 8 судей.
Таблица 1: Хронология отбора судей в Конституционную палату при ВС КР
Для проведения сравнительного анализа Институтом общественного анализа была составлена аналогичная хронология отбора судей в Верховный суд КР. Сравниваются результаты этих отборов (ВС КР и КП ВС) по той причине, что они проводится одинаково в три этапа: 1) Конкурсный отбор проводимый Советом по отбору судей; 2) Одобрение кандидата в судьи Президентом КР; 3) Избрание на судейскую должность большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, но не менее чем 50 голосами депутатов Жогорку Кенеша. В остальные суды кандидаты проходят только через сито Совета по отбору судей и Президента КР.
Хронология отбора судей в ВС КР показывает (см. таблицу 2), что несмотря на то, что экс-президент Роза Отунбаева отозвала все 29 кандидатур предложенных в состав Верховного суда в 2011 году, в настоящее время в ВС КР фактически отобрано 30 судей из 35 вакантных мест. Таким образом, начиная с августа 2012 год было произведено замещение 85 % состава Верховного суда.
Таблица 1: Хронология отбора судей в Верховный суд КР
'
Хронология отбора судей в ВС и КП КР показала, что итоговые результаты отбора в данные суды сильно разняться друг с другом. Как показано на диаграмме 1, начиная с августа 2012 года по сегодняшний день было фактически замещено 85 % состава Верховного суда, в то время как состав Конституционной палаты был заменен только на 45 %.
Диаграмма 1: Процент обновления состава Верховного суда и Конституционной палаты при ВС КР
Эти данные наводят на мысль, что действующая власть намеренно оттягивает процесс отбора судей в Конституционную палату при ВС КР. В случае полного формирования КП КР появиться возможность подачи публичных жалоб на неконституционность принятых декретов Временного правительства, законов, указов и нарушения прав и свобод граждан со стороны государства с целью признания нелегитимности действующей власти. Также, появиться действенный механизм оказания давления на парламент или другие ветви власти с целью роспуска действующего парламента.
P.S. В чем же причина не формирования состава КП КР и КОГДА же наконец у граждан Кыргызстана появится возможность восстановить свои конституционные ПРАВА?