Бексултанов Чингиз - финансовый аналитик
Гульнара Орозова - юрист
ОО «Институт общественного анализа»
Каждый работник желает справедливой оценки его труда и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов к работе. И об этом необходимо всегда помнить.
Как же обстоит дело с заработной платой судей в Кыргызской Республике?
В проектах законов о республиканском бюджете КР с 2010 по 2012 годы не было предусмотрен рост заработной платы. Только в проекте закона КР за 2013 год было предусмотрено увеличение заработной платы 387 судьям на сумму в 36,9 млн. сом[1].
Такие меры в период, когда дефицит республиканского бюджета составляет более 25% от общих доходов республиканского бюджета говорит о приоритезации отношения исполнительной ветви к судебной ветви власти. Но все же, если произвести индексирование заработной платы на инфляцию начиная с 2010 года, в 2013 году заработная плата в подведомственных учреждениях Судебного департамента, т.е. заработная плата судей, работников аппарата суда и судебных исполнителей должна была достигнуть 340 746,6 тыс. сом вместо 284 870,6 тыс. сом заложенных в республиканском бюджете 2013 года (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1: Заработная плата в подведомственных учреждениях Судебного департамента КР
Анализ оплаты работы судей показал, что основная проблема кроется не в общей сумме финансирования выделяемого на оплату труда судей, а в самой системе оплаты труда судей. При рассмотрении количества рассматриваемых судебных дел и материалов судьями и показателей среднего размера заработных плат судей в региональном разрезе, оказалось, что заработная плата никак не отражает повышенную рабочую нагрузку судей. Так, в Нарынской области судья в среднем за одно рассмотренное судебное дело получает по 2437 сом (Средняя заработная плата в 2012 г./Среднее количество рассмотренных дел в регионе), в то время как судье, работающем в г. Бишкек за 1 судебное дело выплачивается 564 сома. Средняя стоимость одного рассмотренного дела составила 1098 сом по республике. Таким образом, судьи работающие в Нарынской области находятся в преимущественном финансовом положении чем судьи работающие в г. Бишкек почти в 2 раза, при том, что рабочая нагрузка в Нарыне в 2 раза меньше чем в Бишкеке.
Рис. 1
В законодательстве КР на данный момент есть механизм снижения социальной несправедливости сложившегося в системе оплаты труда судей. Так, в части 3 действующего Указа Президента Кыргызской Республики от 16 января 1998 года «Об условиях оплаты труда судей и работников аппаратов судов Кыргызской Республики», предоставлено право руководителям судебных органов Кыргызской Республики:
- устанавливать судьям и другим работникам надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50 процентов должностного оклада;
- производить премирование работников, направляя на эти цели средства в размере четырехмесячного фонда заработной платы с учетом выплачиваемых надбавок (конкретные размеры премий работникам определяются в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются);
- оказывать материальную помощь судьям и другим работникам, направляя на эти цели средства в размере двухмесячного фонда заработной платы.
Из данного нормативно-правового акта следует, что судейское самоуправление, точнее Совет судей КР совместно с Судебным департаментом имеет полное право устанавливать надбавки судьям за повышенную рабочую нагрузку в размере 50 процентов должностного оклада.
К сожалению, на сегодняшний день по каким-то причинам данные нормы не применяются на практике и судьям Чуйской, Иссык-Кульской, Ошской областей и г. Бишкек приходиться работать свыше пределов трудовой нагрузки без какого-либо материального поощрения.