Омуркул у. Улан
Юрист-аналитик Института Общественного Анализа
Апрельская революция дала надежду народу Кыргызстана на изменения в лучшую сторону во всех сферах жизни, в том числе и реформирование судебной системы. Но, проведение судебной реформы ощутимых результатов не даст без некоторых изменений в самой системе на данном этапе. Основной целью судебной реформы является создание независимого, беспристрастного и справедливого суда, который надежно защитит законные права человека и гражданина. «Кадры решают все» - авторитет судебной власти зависит от кадрового состава судей, их профессионализма, объективности, беспристрастности и справедливости. Судебная власть - одна из ветвей государственной власти и согласно ст.2 Конституции КР «1. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республики. 2.Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов». В данное время народ через Президента, ЖК КР, Совет по отбору судей теоретически принимает участие в отборе судей, но после отбора дальнейшего участия в работе по противодействию небезупречному поведению судей нет. Для защиты прав и интересов граждан от небезупречного поведения судьи необходимо внести изменения в структуру органа, рассматривающего жалобы на судей - Совета Судей КР. Ведь Совет Судей - это не только орган, который защищает права и законные интересы судей, но и орган, защищающий авторитет судебной власти. Жизнь показала, что Совет Судей на жалобы граждан в отношении судей зачастую отвечает отказом в привлечении судей к ответственности, из принципа «ворон ворону глаз не выклюет» или «рука руку моет» и т. д. и т. п. Одной из гарантий гласности и защиты граждан от судейского небезупречного поведения является полноправное участие граждан как членов в Совете Судей, в Дисциплинарной комиссии Совета Судей представителей гражданского общества как это предусмотрено в других странах.
В странах СНГ, где есть орган подобный Совету Судей, больше половины членов составляют судьи, остальные члены - представители гражданского общества или других органов.
В Азербайджане Совет состоит из 15 членов, назначаемых различными органами. Судебно-правовой совет состоит из: судей, представленных различными судами; есть представитель, назначаемый Мили Меджилисом Республики; лицо, назначаемое главой соответствующего органа исполнительной власти; юрист, назначенный Коллегией адвокатов адвокатуры республики; лицо, назначаемое Генеральным прокурором. Все лица, не являющиеся судьями должны иметь высшее юридическое образование и более пяти лет опыта работы.
В Армении 9 из 13 членов Совета правосудия являются судьями, избранными судейским сообществом, еще два члена избираются Парламентом (Национальной Ассамблеей) и два – Президентом.
Высший Совет правосудия Украины состоит из 20 членов. Парламент Украины, Президент, Конгресс судей Украины, Конгресс адвокатов Украины, Конгресс представителей высших учебных и научных заведений назначают по три члена Совета. Всеукраинская конференция работников прокуратуры назначает двух членов. Председатель Верховного суда, Министр Юстиции и Генеральный прокурор являются членами Совета в силу своих должностей.
У нас в Кыргызской Республике Совет Судей согласно Закону КР «Об органах судейского самоуправления» от 20 марта 2008 года является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей Кыргызской Республики. Совет Судей избирается съездом судей большинством голосов от числа судей, присутствующих на съезде. Совет Судей состоит из пятнадцати членов, избираемых на три года. Одним из полномочий Совета Судей является рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Согласно «Положению о Дисциплинарной комиссии» утвержденным Советом Судей КР, Дисциплинарная комиссия формируется Советом Судей КР в составе председателя и четырех членов из судей, являющихся членами Совета Судей КР. Заседания Дисциплинарной комиссии созываются по мере необходимости. Из этого видно, что в нашей судебной системе все меры направлены на защиту прав и законных интересов судей. Отсутствие системы «сдержек и противовесов», безответственность под прикрытием независимости привели к судебному беспределу и подрыву авторитета судебной власти.
В соответствии с европейскими стандартами в органах подобных Совету Судей, не менее половины членов должны быть судьями, избранными своими коллегами.
Кыргызстан ушел вперед в плане минимального европейского стандарта, у нас все члены Совета Судей – судьи, избранные судьями. И мы были бы согласны с этим, если бы некоторые судьи, которые работают сейчас, действительно были бы безупречны и подпадали бы под требования высокого звания “судьи”. Но, так как это не так, и на данном этапе граждане наоборот, нуждаются в защите от небезупречного поведения судей, нужны изменения в составе Совета Судей. В Совете Судей, в Дисциплинарной комиссии должно быть не менее 1/3 представителей гражданского общества, назначаемых Жогорку Кенешем или иным способом, и представители других органов власти. Что позволит открыто и беспристрастно рассматривать все жалобы на судей.
В Российской Федерации привлечением судей к дисциплинарной ответственности занимаются такие органы судейского сообщества как Квалификационные коллегии судей: Высшая квалификационная коллегия судей РФ; Квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов. Члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства:
- два судьи – из судей Верховного Суда РФ;
- два судьи – из судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
- три судьи – из судей федеральных арбитражных судов округов;
- четыре судьи – из судей Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов;
- четыре судьи - из судей арбитражных судов субъектов РФ;
- три судьи – из судей окружных (флотских) военных судов;
- один член коллегии – представитель Президента РФ, назначается Президентом РФ;
- десять членов коллегии - представители общественности, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства:
- два судьи – из судей Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
- пять судей - из судей арбитражного суда субъекта РФ;
- один судья – из судей гарнизонных военных судов;
- три судьи – из судей районных судов;
- один судья – из судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;
- один судья – из мировых судей;
- один представитель Президента РФ;
- семь представителей общественности.
P.S. Параллельно с отбором новых судей необходимо реформировать Совет Судей КР, который реально заработает и начнет судей привлекать к ответственности за неправосудные решения, за нарушения законов, за небезупречное поведение и очищать ряды судейского корпуса и при этом поднимать авторитет судебной власти.