Позитивные сдвиги в судебной системе пока только на бумаге, когда же они будут претворены в жизнь?

добавлен 11 января 2013 15:12
просмотров 2016

 

 

 

Бексултанов Чингиз - эксперт аналитик

ОО «Институт общественного анализа»

 

Во всей мировой практике судебная ветвь власти является неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов в государстве. Наряду с законодательной и исполнительной властью судебная ветвь власти выполняет регулятивные функции необходимые для построения правовых взаимоотношений в обществе.

Важность судебной ветви власти была подкреплена Конституцией КР, а именно п. 1 ст. 98 в которой установлено, что финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. В этой же статье, судебная система была наделена полномочием самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной ветвями власти, формировать собственный бюджет.

Наряду с наделенными возможностями судейского самоуправления, механизмы достижения финансовой независимости судебной системы отраженные в законодательстве КР не работают на практике. Как показано в таблице 1, за последние 5 лет отношение совокупных расходов на судебную систему к совокупным расходам республиканского бюджета снизилось с 0,92 % в 2008 году до 0,39 % в 2012 году соответственно. Аналогичная ситуация складывается и при сравнении расходов на судебную систему с валовым внутренним продуктом страны. Так, по прогнозным данным, в 2015 году отношение расходов на судебную систему к ВВП уменьшится до 0,1 %, практически снизившись в 2 раза  в сравнении с показателями 2008 года. Прогнозные данные по расходам на судебную систему отраженные в проекте Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» показывают, что в последующие 3 года (с 2013 по 2015 годы) произойдет лишь незначительное увеличение расходов на судебную систему, за счет индексации заработных плат судьям и работникам аппарата судов.

Таблица 1: Отношение расходов на судебную систему к республиканскому бюджету КР[1] (тыс.сом)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

уточн.

2013 г.

прогноз

2014 г.

прогноз

2015 г.

прогноз

Верховный суд

74991,6

88666,9

81760,3

68198,8

66018,0

59462,6

61988,9

65092,5

Судебный департамент

280181,2

340034,1

340735,2

412536,6

347061,6

345298,4

372020,4

390646,5

ИТОГО

355172,8

428701,0

422495,5

480735,4

413079,6

404761,0

434009,3

455739,0

Республиканский бюджет ВСЕГО

38643008,5

50729201,0

60999422,7

83085329,4

104729400,0

103218648,2

105626289,9

107657345,0

Расходы на судебную систему /республиканский бюджет

0,92%

0,85%

0,69%

0,58%

0,39%

0,39%

0,41%

0,42%

ВВП КР[2]

187991900

201222900

220369300

273107800

305487300

354419500

403319000

462067000

Расходы на судебную систему/ВВП 

0,19%

0,21%

0,19%

0,18%

0,14%

0,11%

0,11%

0,1%

 

Для сравнения положения судебной системы с другими ветвями власти мы произвели анализ расходов на Жогорку Кенеш КР и Судебный департамент в 2013 году. Как показано на рисунке 1, в 2012 году в судебной системе работало около 2324 человек, что практически в 2,5 раза больше количества работников ЖК КР. По результатам расчетов, оказалось, что на обеспечение работника ЖК КР в среднем расходовалось 57631 сом в месяц, в то время как в судебной системе данный показатель равнялся 14 273 сомам. Таким образом, на обеспечение одного работника ЖК КР из республиканского бюджета планируется израсходовать в 4 раза больше чем на 1 работника судебной системы.

Рисунок 1: Расходы по ведомственной классификации на Жогорку Кенеш и Судебный департамент в 2011 году [3]

 

В проекте республиканского бюджета на обеспечение работы (создание всех необходимых условий) 1 депутата предусмотрено 496,1 тыс. сом общих расходов, или же 376,6 тыс. сом на выплату заработной платы 1 депутату и сотрудникам ЖК непосредственно помогающим осуществлять деятельность депутата. В это же время, в 2013 году в месяц на 1 судью предусмотрено 90,6 тыс. сом, что в 5,5 раза меньше количества денежных средств выделенных на 1 депутата.    

Таблица 2: Средний уровень расходов на одного депутата и одного судью в КР (тыс.сом)

Наименование

Количество (чел.)

Проект бюджета на 2013 г.

Всего расходов на 1 человека в месяц

Расходы на заработную плату

Всего расходы на заработную плату на 1 человека в месяц

Жогорку кенеш

120 (депутатов)

714395,7

496,1

542309,9

376,6

Судебная система

447[4] (судей)

404761,0

90,6

348015,4

64,9

 

Вышеуказанные данные показывают то, что законодательством КР не определено, сколько бюджетных средств ежегодно должно выделяться на финансирование судебной системы. По существу, если бы был установлен порядок определения объема денежных средств, направляемых в суды и Судебный департамент, например путем установления фиксированного процента совокупных доходов бюджета, ежегодно направляемых на финансирование судебной власти.

По статистическим данным 40 стран в 2010 году на судебную систему в среднем расходовалось 1,9% от совокупных расходов республиканского бюджета (см. диаграмму 1). По этим данным Кыргызстан входит в группу стран с наименьшим объемом расходов на судебную систему, что указывает на явное недофинансирование судебной системы.

Диаграмма 1: Доля расходов на судебную систему в совокупных расходах республиканского бюджета в 2010 году в %[5]

На актуальность проблемы недофинансирования судебной системы неоднократно обращали внимание органы судебной ветви власти. В 2012 году данные проблемы были учтены исполнительной ветвью власти. Так, в 4 разделе Указа Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года УП №147 «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» указано:

- предусмотреть в законодательстве о бюджетном праве правило фиксированной ставки для нужд судебной системы в размере не менее 2-х % от расходной части бюджета республики.

С введением в силу данного пункта указа Президента позволило бы органам судейского самоуправления обеспечить нормальное функционирование судебной ветви власти. В связи с этим, в бюджетном законодательстве КР следовало бы предусмотреть правило фиксированной ставки для нужд судебной системы в размере не менее 2-х % от доходной части бюджета республики полученного из внутренних источников, что позволило бы исключить риск чрезмерной нагрузки на бюджет страны.

P.S. В проекте республиканского бюджета на 2013 год, не учтена фиксированная ставка финансирования судебной системы. Надеемся, что в будущем инициативы указанные в Указе Президента не останутся лишь на бумаге.



[1] Отчеты исполнения республиканского бюджета с 2008 по 2011 годы

 Проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы»

[2] Структура использования валового внутреннего проекта КР, www.stat.kg

[3] Судебный департамент КР

[4] Закон Кыргызской Республики «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики» от 28 октября 2011 года № 188

[5] European judicial systems, Edition 2012, Efficiency and quality of justice, p. 26