Новый механизм гражданского контроля работает в Кыргызстане более полугода. Как и для чего создавались Общественные наблюдательные советы при госструктурах Inkg.info рассказала Рита Карасартова – директор ОО «Институт общественного анализа» и член НС при Государственной налоговой службе.
Inkg.info: Когда возникла идея создания Общественных Наблюдательных Советов (ОНС) и кому она принадлежала?
Первый ОНС был создан при Министерстве энергетики. Один из первых Декретов Отунбаевой, ставшей президентом в результате апрельских событий 2010 года, был декрет о создании Наблюдательного Совета (НС) при Министерстве энергетики. Затем 29 сентября 2010 года вышел второй Декрет, в котором описывались процедуры создания Общественных наблюдательных Советов при всех государственных органах.
А уже в ноябре были отобраны десять пилотных проектов, на которых хотели «обкатать» систему. Затем, в апреле – мае 2011 года НС были созданы при всех госорганах. Сейчас у нас есть 41 ОНС.
Идея создания гражданского контроля возникла потому, что люди перестали доверять госорганам. Однако, системе трудно добиться полного доверия. Вот и получается, что люди не верят НС и госорганам. Значит, и над НС должен появиться еще один контроллер. А если и этому контролирующему органу кто-то не верит, то нужно создавать еще один? И так до бесконечности.
В принципе, поскольку ОНС были созданы приказом президента, то Администрация главы государства взяла над наблюдательными Советами шефство. Мне это не нравится, поскольку пользы от такого шефства нет.
Inkg.info: Является ли прецедентом сам факт создания ОНС или же Кыргызстан использовал чей-то конкретный опыт?
Идея Советов есть во многих странах. Различаются только названия и «конфигурации», а также механизмы реализации таких проектов.
В России это Общественная палата, в нее приглашены известные люди, которые не будут портить свою репутацию взятками или пользоваться служебным положением. Наш Общественный Совет, созданный во времена Курманбека Бакиева, изначально тоже был хорош – туда пришли хорошие общественные деятели. Но из-за того, что сам механизм был проработан плохо и в Совет попали финансово зависимые люди – он стал «карманным».
Inkg.info: Как сказывается недостаточная проработка документов, регламентирующих деятельность ОНС на рабочем процессе?
К сожалению, в законодательстве все прописать невозможно. При составлении регламента НС, в нем постарались предусмотреть все – вплоть до этики. Но впоследствии выяснилось, что какие-то нормы, прописанные в регламенте, не давали Совету нормально работать. В результате пришлось вносить в документ изменения. В конечном итоге они внесли столько изменений, что члены НС могли делать почти все, что им вздумалось – не нарушая при этом регламент.
Вообще, одних ОНС мало для полноценного контроля. В идеале, любой гражданин может спросить у госчиновников, почему они поступили именно так, а не иначе, или поинтересоваться – куда ушли денежные средства? Если будет полноценный гражданский контроль, то необходимость в создании Общественных наблюдательных Советов отпадет.
Inkg.info: Может ли человек, состоящий в ОНС использовать эту должность для достижения личных целей?
В ОНС приходят разные люди – кто-то приходит работать на благо граждан и страны, кто-то хочет заработать себе на этом популярность и имя, а кое-кто приходит с совершенно корыстными идеями.
В Советах происходит своего рода естественный отбор – корыстных людей оттуда «выдавливают». Очень хорошую практику ввели в НС при Министерстве транспорта и коммуникаций – все решения принимаются только после одобрения более чем половиной членов Совета. Таким образом, это позволяет избежать возможности, что председатель ОНС где-то договорится с руководством госоргана.
Inkg.info: Оспаривают ли государственные органы решения ОНС?
Оспаривать решения НС не приходится, так как они носят только рекомендательный характер. Госорганы должны лишь ответить в течение двух недель – согласны ли выполнить наши рекомендации или нет, а также обосновать свое решение.
Inkg.info: Министерства и ведомства предпочитают идти на компромиссы с ОНС или же как-то с ними «бороться»?
В тех ОНС, которые контролируют «денежные» госорганы, стали возникать проблемы взаимодействия. Это Минтранс и Таможенный комитет. В большинстве же госорганов чиновники стараются дружить с представителями гражданского контроля.
Конечно, неприятные моменты возникают. В большинстве случаев, чиновник не может ответить на вопрос, касающейся деятельности госоргана, в котором он работает. При мониторинге выясняется, что ответственность за результат на себя никто не берет. Вот и получается, что у нас коллективная ответственность, влекущая за собой абсолютную безответственность.
Inkg.info: Не угрожали ли членам НС из-за того, что они создают «сложности» для госорганов или сопутствующих фирм, работающих с большими деньгами?
Я к подобным слухам отношусь с серьезной долей скептики. К примеру, когда мы указали руководству Министерства энергетики, что почти все аварии, случившиеся зимой, произошли по вине их ведомства. И они были вынуждены признать, что все произошло из-за их халатности и исправлять все за свой счет.
Или же, когда мы выявляли коррупционные схемы в деятельности распределительных компаний. По идее, на меня тогда должны были «наехать», и сказать: «Дорогая моя, ты не даешь нам жить». Но, они понимают, что если сегодня они окажут на члена ОНС давление, то завтра поднимется скандал на весь Кыргызстан. Так, что такое в принципе невозможно.
Inkg.info: Если НС отправил в госорган запрос, но получил отказ предоставить ту или иную информацию и, при этом посчитал отказ безосновательным, то куда члены ОНС могут пожаловаться?
Этот момент не прописан. Единственный инструмент влияния, которым мы можем повлиять на госорган - это создание общественного мнения. Мы можем заявить обществу, что такое-то министерство не предоставляет информацию и не дает внятного обоснования причины отказа. Мы можем «угрожать» госоргану, что миллионы людей узнают, какой он нехороший. Других методов воздействия нет. Пожаловаться президенту не удастся, так как главе государстве сейчас очень сильно урезали полномочия.
Inkg.info: С какой проблемой Вы чаще всего сталкиваетесь?
Закрытость государственных органов. Часто возникали такие ситуации, когда госорганы проводят совещания и, якобы приглашали на них представителей гражданского сектора. На деле же выясняется, что никто из представителей НПО там не присутствовал. И НС приходится дублировать эти совещания – проводить свои мероприятия, приглашать на них представителей власти.
Inkg.info: Члены ОНС работают за зарплату или это волонтеры?
Наблюдательный Совет - это общественный орган, и заработной платы здесь нет.
Inkg.info: Результаты работы ОНС где-то публикуются или обнародуются иным способом?
У обывателя часто возникает вопрос - ОНС, это где? Так же как порой возникает аналогичный вопрос о деятельности правительства. Мы поднимали вопрос отчетности на одном из последних заседаний – мы увидели, что нами выдвигается большое количество инициатив, но для конечного налогоплательщика они не имеют никакого значения.
На ОТРК выделили эфирное время, и в рамках передачи «Народ хочет знать», приглашаются наблюдатели и члены ОНС. Когда мы проводили аналитику деятельности НС не с точки зрения процесса, который идет довольно бурно, а с точки зрения блага общества, то получается, что мы почти не сдвинулись с места. То есть, ОНС в основном пока только оптимизирует деятельность госорганов.
Беседовал Александр Полеваев, Inkg.info.