Когда люди судят о работе того или иного чиновника или работе всего органа, они формируют свое мнение, которое в большинстве случаев оказывается единым, т.е. мнение большинства людей совпадает. Когда люди судят о работе Верховного суда, они не видят отчетов, программ, многолетних планов… да это и не нужно, потому что они судят по качеству конечного продукта, т.е. того, ради чего создавались все эти программы, планы и отчеты. На самом деле для граждан важно КАК отправляется правосудие, что можно достоверно узнать по судебному акту, вынесенному судьями.
И вот уже отдельная тема для обсуждения - почему сегодня заказчики (народ) получают данный продукт (судебный акт), мягко говоря, далеко не в ненадлежащем виде: с содержанием не соответствующим закону, а также в нарушении установленных законом сроков. Когда судебные акты Верховного суда будут качеством не ниже мировых стандартов, и только когда они будут доступны общественности (вывешиваться на сайте) и академическое сообщество будет их изучать, обсуждать и совершенствовать, только тогда мы сможем говорить о том, что Верховный суд в полной мере выполняет свою роль, которая ему предназначена.
Для чего затевалась судебная реформа, и какие результаты мы видим? Новый состав Верховного суда работает так же, как и прежний: Пленум Верховного суда не работает, сайт не обновляется (висит информация 3-х, 4-х летней давности), судебные акты не публикуются, в расписаниях хаос, и что же изменилось в лучшую сторону? Элементарно даже график рассмотрения дел не улучшился: судебная коллегия по уголовным делам все также не может обозначить точное время для рассмотрения дела, и участники процесса ждут, пока судьи их вызовут, время ожидания порой тянется до шести и более часов. До каких пор Верховный суд будет испытывать терпение народа?
Транспарентность судопроизводства повысит ответственность судей, сузит пространство для разного рода субъективных подходов при принятии решений. Очевидно, что открытый доступ к судебным актам позволит сравнивать и анализировать решения, принимаемые в судах по аналогичным делам, но с разным составом участников. Сразу будет видно, как выносятся судебные решения, основаны ли они на законе или продиктованы субъективной логикой.
Обеспечение доступа к электронным решениям и другим судебным актам судов КР станет не только пунктом отсчета качественной работы нового состава Верховного суда, свидетельствующий о новом подходе к работе, но и практической задачей, которая ускорит судебные процедуры и будет содействовать реализации своих прав участниками судопроизводства. То, как сейчас работает новый состав Верховного суда ничем не отличается от работы прежнего состава, следовательно, нынешний «новый» состав Верховного суда может доказать готовность работать по новому только вывешиванием своих решений на специальном сайте, а также работой Пленума Верховного суда по обобщению судебной практики.
P.S. Сможет ли новый состав Верховного суда доказать, что может и хочет работать по новому: выкладывая свои решения на сайте, запустив работу Пленума Верховного суда по обобщению судебной практики, а самый злободневный вопрос - упорядочить расписания – покажет время. Подождем немного….