Обращение Гражданского совета по контролю судебной системы

добавлен 26 ноября 2012 13:18
просмотров 1178

 

 

Президенту Кыргызской Республики 

Атамбаеву А.Ш.

Торога Жогорку Кенеша   Кыргызской Республики

Жеенбекову А.Ш.

Премьер-министру Кыргызской Республики

Сатыбалдиеву Ж.Ж.

Обращение Гражданского совета по контролю судебной системы

Во всем мировом сообществе судебная ветвь власти является неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов в государстве. Наряду с законодательной и исполнительной властью судебная ветвь власти выполняет регулятивные функции необходимые для построения правовых взаимоотношений в обществе.

Важность судебной ветви власти была подкреплена Конституцией КР от 27 июня 2010 года, а именно п. 1 ст. 98 в которой установлено, что финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. В этой же статье, судебная система была наделена полномочием самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной ветвями власти, формировать собственный бюджет.

Так ли это на самом деле?

Динамика расходов на судебную систему неуклонно падает вниз

За последние 5 лет отношение совокупных расходов на судебную систему к совокупным расходам республиканского бюджета снизилось с 0,92 % в 2008 году до 0,39 % в 2012 году соответственно (Приложение 1). Аналогичная ситуация складывается и при сравнении расходов на судебную систему с валовым внутренним продуктом страны. Так, по прогнозным данным, в 2015 году отношение расходов на судебную систему к ВВП уменьшится до 0,1 %, практически снизившись в 2 раза  по сравнению с показателями 2008 года. По данным исследования Европейской комиссии эффективности правосудия более чем 40 стран в 2010 году показатель отношения общих расходов на судебную систему к совокупным расходам республиканского бюджета составлял 1,9 %[1] (Приложение 2), в то время как в Кыргызской Республике данный показатель уже равняется 0,39 % в 2012 году.  

Социальное обеспечение работников аппарата судов

5 ноября 2012 года Совет судей КР сделало обращение к руководству страны с просьбой повысить заработную плату работников аппаратов местных судов. По данным Совета судей оклад работников аппаратов местных судов составляет 3360-3840 сомов, судебных исполнителей 3900-4200 сомов[2], младшего и технического обслуживающего персонала 1400-2400 сомов, что ниже минимального прожиточного минимума составляющего 4318 сом в 2012 году[3]. Для сравнения, в 2011 году средняя заработная плата работника работающего в сфере государственного управления равнялась 10 032 сомам, средняя заработная плата помощников и консультантов депутатов ЖК КР составляет 14 000 сом.

Наряду с низкой заработной платой с каждым годом увеличивается нагрузка на судей, следовательно, и на аппарат судов. Так, с 2007 года по 2011 годы количество рассматриваемых в судах КР судебных дел и материалов увеличилось на 45 %, т.е. рабочая нагрузка на судей и аппарат судов увеличилась почти наполовину. Секретари и работники канцелярий судов г. Бишкек отмечают, что из-за повышенной нагрузки им приходиться работать сверхурочно.   

По причине низкой заработной платы и высокой рабочей нагрузки с каждым годом увеличивается текучесть кадров. Так, в 2012 году в аппараты местных судов было принято 178, уволено 210, т.е. за 10 месяцев с работы уволилось 22 % всего состава аппарата судов.

В Законе Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» предусматривается увеличение заработной платы судей местных судов на сумму в 36,9 млн. сом. Для аппарата местных судов не предусматривается рост заработной платы.

Составление, утверждение и исполнение бюджета судебной системы

При составлении республиканского бюджета на 2012 год Судебный департамент КР направил в Правительство КР смету расходов на сумму 570346,7 тыс. сом. Постановлением Правительства КР №54 от  25.01.2012г. был утвержден бюджет Судебного департамента в размере 318523,3 тыс. сом, что меньше от заявленного бюджета на 44%, а от бюджета 2011 года на 20%. В соответствии со статьей 40 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» при формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики. Несмотря на возражения со стороны Совета судей КР бюджет судебной системы, в части бюджетных расходов  Судебного департамента был снижен правительством на 20%, тем самым было нарушено действующее законодательство КР.

При составлении республиканского бюджета на 2013 год Совет судей КР направил в Правительство КР проект бюджета судебной системы КР на сумму 790 292,7 тыс. сом, контрольные цифры утвержденные Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике составили 404 761,0 тыс. сом[4]. В соответствии со статьей 40 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» в случае наличия разногласий Правительство Кыргызской Республики включает в проект республиканского бюджета, подлежащий направлению в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, предложения Совета судей Кыргызской Республики без изменений и прилагает свое заключение. Несмотря на разногласия между Советом судей и правительством КР на рассмотрение республиканского бюджета на 2013 год были направлены контрольные цифры Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике, без предложенного Советом судей проекта бюджета судебной системы. Тем самым было опять нарушено действующее законодательство КР со стороны правительства.

Интересен тот факт, что в проекте бюджета судебной системы на 2013 год не были учтены расходы на Совет по отбору судей КР. Хотелось бы отметить, что начиная с июля по конец ноября 2012 года Совет по отбору судей отобрал только судей в Верховный суд и Конституционную палату КР. До конца 2012 года предполагается отобрать кандидатов в судьи Бишкекский городской суд и Чуйский областной суд. Таким образом, Совету по отбору судей предстоит отобрать еще 300 судей в местные суды в 2013 году. В Судебном департаменте КР нам сообщили, что на запрос по поводу неучтенного в республиканском бюджете расходов на Совет по отбору судей Министерстве финансов КР ответило то, что по их данным Совет по отбору судей не будет работать в 2013 году. Тогда возникает вопрос, какой же тогда орган будет отбирать судей?

Как показала практика, наряду с конституционно - наделенными возможностями судейскому самоуправлению, механизмы достижения финансовой независимости и полной обеспеченности судебной системы отраженные в законодательстве КР не работают на практике!

Рекомендации и предложения Гражданского совета по контролю судебной системы

Включить в проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» следующее:

1.      Предусмотреть необходимое средства на работу Совета по отбору судей;

2.      Увеличить бюджет Судебного департамента КР по статье «заработная плата» на 12 981 491 сом, на покрытие задолженности и увеличение заработной платы по причине повышения выслуги лет и повышения классных чинов;

В целях недопущения в будущем несвоевременного открытия денежных средств Судебного департамента КР и своевременного реагирования на проблемы возникающие в сфере финансирования судебной системы просим включить в проект Бюджетного кодекса КР некоторые пункты предусмотренные  в Указе Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года УП №147 «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике»:

1.      Изменить порядок открытия финансирования для судебной системы однократно на весь год с определением всех статей бюджета как защищенные;

2.      Предусмотреть заслушивание по инициативе Совета судей Кыргызской Республики не менее одного раза в полугодие на заседаниях комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отчета Министерства финансов Кыргызской Республики об исполнении бюджета судебной системы;

3.      Предусмотреть в законодательстве о бюджетном праве правило фиксированной ставки для нужд судебной системы в размере не менее 2-х % от расходной части бюджета республики или же как альтернативный вариант, в целях обеспечения устойчивости республиканского бюджете, предусмотреть 2 % от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на расходы на судебную систему;

4.      Предусмотреть механизмы применения нормативов нагрузки на судей, провести расчеты соответствия нормативов действующим штатам судов.

Приложение 1

Отношение расходов на судебную систему к республиканскому бюджету КР[5] (тыс. сом)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

уточн.

2013 г.

прогноз

2014 г.

прогноз

2015 г.

прогноз

Верховный суд

74991,6

88666,9

81760,3

68198,8

66018,0

59462,6

61988,9

65092,5

Судебный департамент

280181,2

340034,1

340735,2

412536,6

347061,6

345298,4

372020,4

390646,5

ИТОГО

355172,8

428701,0

422495,5

480735,4

413079,6

404761,0

434009,3

455739,0

Республиканский бюджет ВСЕГО

38643008,5

50729201,0

60999422,7

83085329,4

104729400,0

103218648,2

105626289,9

107657345,0

Расходы на судебную систему /республиканский бюджет

0,92%

0,85%

0,69%

0,58%

0,39%

0,39%

0,41%

0,42%

ВВП КР[6]

187991900

201222900

220369300

273107800

305487300

354419500

403319000

462067000

Расходы на судебную систему/ВВП 

0,19%

0,21%

0,19%

0,18%

0,14%

0,11%

0,11%

0,1%

 

Приложение 2

Доля расходов на судебную систему в совокупных расходах республиканского бюджета в 2010 году в %[7]



[1] European judicial systems, Edition 2012, Efficiency and quality of justice, p. 26

[3] Статистический комитет Кыргызской Республики

[4] Судебный департамент КР

[5] Отчеты исполнения республиканского бюджета с 2008 по 2011 годы

 Проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы»

[6] Структура использования валового внутреннего проекта КР, www.stat.kg

[7] European judicial systems, Edition 2012, Efficiency and quality of justice, p. 26