Президенту Кыргызской Республики
Атамбаеву А.Ш.
Торога Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Жеенбекову А.Ш.
Премьер-министру Кыргызской Республики
Сатыбалдиеву Ж.Ж.
Обращение Гражданского совета по контролю судебной системы
Во всем мировом сообществе судебная ветвь власти является неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов в государстве. Наряду с законодательной и исполнительной властью судебная ветвь власти выполняет регулятивные функции необходимые для построения правовых взаимоотношений в обществе.
Важность судебной ветви власти была подкреплена Конституцией КР от 27 июня 2010 года, а именно п. 1 ст. 98 в которой установлено, что финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. В этой же статье, судебная система была наделена полномочием самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной ветвями власти, формировать собственный бюджет.
Так ли это на самом деле?
Динамика расходов на судебную систему неуклонно падает вниз
За последние 5 лет отношение совокупных расходов на судебную систему к совокупным расходам республиканского бюджета снизилось с 0,92 % в 2008 году до 0,39 % в 2012 году соответственно (Приложение 1). Аналогичная ситуация складывается и при сравнении расходов на судебную систему с валовым внутренним продуктом страны. Так, по прогнозным данным, в 2015 году отношение расходов на судебную систему к ВВП уменьшится до 0,1 %, практически снизившись в 2 раза по сравнению с показателями 2008 года. По данным исследования Европейской комиссии эффективности правосудия более чем 40 стран в 2010 году показатель отношения общих расходов на судебную систему к совокупным расходам республиканского бюджета составлял 1,9 %[1] (Приложение 2), в то время как в Кыргызской Республике данный показатель уже равняется 0,39 % в 2012 году.
Социальное обеспечение работников аппарата судов
5 ноября 2012 года Совет судей КР сделало обращение к руководству страны с просьбой повысить заработную плату работников аппаратов местных судов. По данным Совета судей оклад работников аппаратов местных судов составляет 3360-3840 сомов, судебных исполнителей 3900-4200 сомов[2], младшего и технического обслуживающего персонала 1400-2400 сомов, что ниже минимального прожиточного минимума составляющего 4318 сом в 2012 году[3]. Для сравнения, в 2011 году средняя заработная плата работника работающего в сфере государственного управления равнялась 10 032 сомам, средняя заработная плата помощников и консультантов депутатов ЖК КР составляет 14 000 сом.
Наряду с низкой заработной платой с каждым годом увеличивается нагрузка на судей, следовательно, и на аппарат судов. Так, с 2007 года по 2011 годы количество рассматриваемых в судах КР судебных дел и материалов увеличилось на 45 %, т.е. рабочая нагрузка на судей и аппарат судов увеличилась почти наполовину. Секретари и работники канцелярий судов г. Бишкек отмечают, что из-за повышенной нагрузки им приходиться работать сверхурочно.
По причине низкой заработной платы и высокой рабочей нагрузки с каждым годом увеличивается текучесть кадров. Так, в 2012 году в аппараты местных судов было принято 178, уволено 210, т.е. за 10 месяцев с работы уволилось 22 % всего состава аппарата судов.
В Законе Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» предусматривается увеличение заработной платы судей местных судов на сумму в 36,9 млн. сом. Для аппарата местных судов не предусматривается рост заработной платы.
Составление, утверждение и исполнение бюджета судебной системы
При составлении республиканского бюджета на 2012 год Судебный департамент КР направил в Правительство КР смету расходов на сумму 570346,7 тыс. сом. Постановлением Правительства КР №54 от 25.01.2012г. был утвержден бюджет Судебного департамента в размере 318523,3 тыс. сом, что меньше от заявленного бюджета на 44%, а от бюджета 2011 года на 20%. В соответствии со статьей 40 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» при формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики. Несмотря на возражения со стороны Совета судей КР бюджет судебной системы, в части бюджетных расходов Судебного департамента был снижен правительством на 20%, тем самым было нарушено действующее законодательство КР.
При составлении республиканского бюджета на 2013 год Совет судей КР направил в Правительство КР проект бюджета судебной системы КР на сумму 790 292,7 тыс. сом, контрольные цифры утвержденные Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике составили 404 761,0 тыс. сом[4]. В соответствии со статьей 40 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» в случае наличия разногласий Правительство Кыргызской Республики включает в проект республиканского бюджета, подлежащий направлению в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, предложения Совета судей Кыргызской Республики без изменений и прилагает свое заключение. Несмотря на разногласия между Советом судей и правительством КР на рассмотрение республиканского бюджета на 2013 год были направлены контрольные цифры Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике, без предложенного Советом судей проекта бюджета судебной системы. Тем самым было опять нарушено действующее законодательство КР со стороны правительства.
Интересен тот факт, что в проекте бюджета судебной системы на 2013 год не были учтены расходы на Совет по отбору судей КР. Хотелось бы отметить, что начиная с июля по конец ноября 2012 года Совет по отбору судей отобрал только судей в Верховный суд и Конституционную палату КР. До конца 2012 года предполагается отобрать кандидатов в судьи Бишкекский городской суд и Чуйский областной суд. Таким образом, Совету по отбору судей предстоит отобрать еще 300 судей в местные суды в 2013 году. В Судебном департаменте КР нам сообщили, что на запрос по поводу неучтенного в республиканском бюджете расходов на Совет по отбору судей Министерстве финансов КР ответило то, что по их данным Совет по отбору судей не будет работать в 2013 году. Тогда возникает вопрос, какой же тогда орган будет отбирать судей?
Как показала практика, наряду с конституционно - наделенными возможностями судейскому самоуправлению, механизмы достижения финансовой независимости и полной обеспеченности судебной системы отраженные в законодательстве КР не работают на практике!
Рекомендации и предложения Гражданского совета по контролю судебной системы
Включить в проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» следующее:
1. Предусмотреть необходимое средства на работу Совета по отбору судей;
2. Увеличить бюджет Судебного департамента КР по статье «заработная плата» на 12 981 491 сом, на покрытие задолженности и увеличение заработной платы по причине повышения выслуги лет и повышения классных чинов;
В целях недопущения в будущем несвоевременного открытия денежных средств Судебного департамента КР и своевременного реагирования на проблемы возникающие в сфере финансирования судебной системы просим включить в проект Бюджетного кодекса КР некоторые пункты предусмотренные в Указе Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года УП №147 «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике»:
1. Изменить порядок открытия финансирования для судебной системы однократно на весь год с определением всех статей бюджета как защищенные;
2. Предусмотреть заслушивание по инициативе Совета судей Кыргызской Республики не менее одного раза в полугодие на заседаниях комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отчета Министерства финансов Кыргызской Республики об исполнении бюджета судебной системы;
3. Предусмотреть в законодательстве о бюджетном праве правило фиксированной ставки для нужд судебной системы в размере не менее 2-х % от расходной части бюджета республики или же как альтернативный вариант, в целях обеспечения устойчивости республиканского бюджете, предусмотреть 2 % от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на расходы на судебную систему;
4. Предусмотреть механизмы применения нормативов нагрузки на судей, провести расчеты соответствия нормативов действующим штатам судов.
Приложение 1
Отношение расходов на судебную систему к республиканскому бюджету КР[5] (тыс. сом)
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. уточн. |
2013 г. прогноз |
2014 г. прогноз |
2015 г. прогноз |
Верховный суд |
74991,6 |
88666,9 |
81760,3 |
68198,8 |
66018,0 |
59462,6 |
61988,9 |
65092,5 |
Судебный департамент |
280181,2 |
340034,1 |
340735,2 |
412536,6 |
347061,6 |
345298,4 |
372020,4 |
390646,5 |
ИТОГО |
355172,8 |
428701,0 |
422495,5 |
480735,4 |
413079,6 |
404761,0 |
434009,3 |
455739,0 |
Республиканский бюджет ВСЕГО |
38643008,5 |
50729201,0 |
60999422,7 |
83085329,4 |
104729400,0 |
103218648,2 |
105626289,9 |
107657345,0 |
Расходы на судебную систему /республиканский бюджет |
0,92% |
0,85% |
0,69% |
0,58% |
0,39% |
0,39% |
0,41% |
0,42% |
ВВП КР[6] |
187991900 |
201222900 |
220369300 |
273107800 |
305487300 |
354419500 |
403319000 |
462067000 |
Расходы на судебную систему/ВВП |
0,19% |
0,21% |
0,19% |
0,18% |
0,14% |
0,11% |
0,11% |
0,1% |
Приложение 2
Доля расходов на судебную систему в совокупных расходах республиканского бюджета в 2010 году в %[7]
[1] European judicial systems, Edition 2012, Efficiency and quality of justice, p. 26
[3] Статистический комитет Кыргызской Республики
[4] Судебный департамент КР
[5] Отчеты исполнения республиканского бюджета с 2008 по 2011 годы
Проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы»
[6] Структура использования валового внутреннего проекта КР, www.stat.kg
[7] European judicial systems, Edition 2012, Efficiency and quality of justice, p. 26