Карасартова Рита
Координатор Гражданского совета
по контролю судебной системы
Продолжая тему развития исполнительного производства в суде, так как, проводя наблюдение за ходом судебной реформы и получая жалобы на действия судов и судей, слышим огромное количество нареканий на работу подразделения службы судебных исполнителей (ПССИ). Тем более на общереспубликанском Диалоге по разработке концепции судебной реформы была озвучена цифра, что 80 % судебных решений вообще не исполняется.
В предыдущих публикациях мы освещали факты пристрастного исполнения судебного акта, затем привели пример, как принятое судебное решение с таким же пристрастием не собирает исполняться.
В чем же секрет такого подхода к своим обязанностям судебных исполнителей? В простом – финансовая заинтересованность.
Так, в целях изучения деятельности Судебного департамента КР и разрешения конфликтной ситуации, сложившейся между руководством и работниками данного государственного органа, распоряжением Руководителя Аппарата Президента КР Каптагаева Э.С. от 18 апреля 2011 года № 97 была образована межведомственная комиссия в составе 7 человек. Руководил этой проверкой, то есть председателем комиссии был эксперт отдела судебных органов Аппарата Президента КР – Алтынбек Тажибаев.
Проверка проводилась по нескольким направлениям, одно из которых нас весьма заинтересовало. Проверке подверглись подразделения службы судебных исполнителей по экономическим делам.
Изучив вопросы эффективности деятельности подразделений служб судебных исполнителей по экономическим делам, обстоятельств вызвавших их создание, совершенствования структуры и функций Судебного департамента в целом и повышения качества работы комиссия посчитала, что необходимости в отдельной, как таковой службы как подразделения служб судебных исполнителей по экономическим делам - не имеется.
Согласно статей 12, 13 Положения «О судебном департаменте КР» утвержденного Указом Президента КР от 21 апреля 2008 года № 142 Судебный департамент КР состоит из центрального аппарата и территориальных подразделений. Этим же документом предусмотрено что структуру и штатное расписание Судебного департамента утверждается директором Судебного департамента. При издании приказа о создании подразделений служб судебных исполнителей по экономическим делам нормы указанных нормативных правовых актов приняты к руководству необоснованно.
Закон КР «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей КР» не предусматривает специализацию судебных исполнителей и исполнительного производства.
Проведя сравнительный анализ выплат денежных вознаграждений судебных исполнителей как ПССИ по экономическим вопросам и ПССИ городов и районов выявлена большая разница, ввиду взыскиваемых сумм и рассматриваемых категорий дел судами, что вызывает недовольство судебных исполнителей городов и районов республики. Так Закон КР «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей КР» ст.91. Исполнительский сбор предусматривает «за реальное принудительное исполнение исполнительного документа имущественного характера с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 10 % от взысканной суммы или стоимости взысканного имущества».
По результатам Межведомственная комиссия предложила следующее:
1. рассмотреть вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на директора Судебного департамента КР за допущенные нарушения в работе;
….
9. Упразднить подразделения службы судебных исполнителей по экономическим делам с отменой соответствующих приказов;
И эту справку о результатах проверки деятельности Судебного департамента КР подписали как председатель комиссии Таджибаев А., так и 6 остальных членов данной комиссии.
Но весь казус сложившейся ситуации заключается в том, что спустя месяц после проверки Таджибаева назначают директором Судебного департамента и по логике вещей он должен был сам исполнить то, что написал в своей справке. А что мы имеем в реальности? А. Таджибаев своим Приказом № 156 от 26.03.2012 г. «Об утверждении структуры и введении нового штатного расписания» образовал подразделения службы судебных исполнителей по экономическим делам в г. Бишкек, Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях.
Получается, что создание различных комиссий по различным проблемным вопросам имеет цель только сместить одного руководителя и поставить на его место «своего человека». Почему господин Каптагаев Э. который своим распоряжением создавал комиссию, не проверил результаты исполнения того что прописано в справке? Почему господин Таджибаев руководив этой комиссией, сам пристрастно продолжил нарушать те нормы законодательства, согласно которым был смещен с работы прежний руководитель Судебного департамента?
Значит ли это, что вся якобы проводимая реформа в судебной системе – это фикция. Все хотят просто зарабатывать деньги - или тем, что пристрастно исполняют судебный акт, или за то, что закрывают глаза на исполнение судебного акта.
P.S. Когда же СЛОВА наших государственных мужей, будут совпадать с их ДЕЛАМИ?