Рассказы о судах и судьях: Суд и правосудие в Золотой Орде (Часть 2)

добавлен 19 марта 2013 21:46
просмотров 993

 

 

Продолжение 1 части

 

Глубокая религиозность являлась одной из главных составляющих общественного самосознания того времени, что значительно сказалось на средневековом праве и процессе. В западноевропейском средневековом праве нормы светского и духовного (канонического) права, светские и церковные суды существовали параллельно. Наравне со «светскими» источниками права существовали также и сборники канонического, в частности т. н. «Кодекс Грациана», основанный на Библии и трудах отцов церкви. При этом на разных этапах развития европейской правовой системы и в разных регионах нормы церковного права могли как тесно переплетаться со «светскими» нормами, будучи включенными в одни и те же правовые акты, например, в англосаксонских правдах Инэ или Альфреда (VII–IX вв.), законе венгерского короля Иштвана I (XI в.) или «Законнике Стефана Душана» (1349 г.), так и официально отграничиваться от них, в частности, в «Саксонском зерцале» (XIII в.). «Духовное» право составляло существенную и неотъемлемую часть европейской средневековой правовой системы.

В мусульманском мире связь права и религии была еще более тесной: в большинстве исламских стран судебные функции прямо осуществляли представители духовенства — хакимы и кади; попытки создания светских судов, например, в Турции при Сулеймане Великолепном в XVI в., успеха не имели. Несмотря на то, что еще в Х в. правовая доктрина отделилась от богословия, тесная связь религиозных предписаний (шариата) и собственно мусульманского права (фикха) сохраняется в исламе до сих пор.

Принятие ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде привело и к заимствованию исламских институтов, в том числе и судебных. Так, появились вышеупомянутые суды кади, которые сосуществовали с традиционным монгольским институтом — судом-дзаргу и в целом были сходны с аналогичными судами стран исламского Востока — Египта, Ирана, Аравийского полуострова. Например, суд Золотой Орды имел постоянную основу — как в странах исламского мира (в отличие от стран Европы, Руси или даже Монгольской империи, где правосудие осуществлялось). Такой вывод позволяет сделать вышеприведенное свидетельство Ибн Баттуты. На введение постоянного суда повлияли существовавшие в регионе традиции мусульманских судей, действующих на постоянной основе — кади. Ибн Баттута упоминает о «правоведах», «писцах» и «эмирах», к которым приходят «судиться». Наличие аппарата специальных чиновников, как нам представляется, служит еще одним подтверждением того, что суд не создавался в особых случаях, а существовал на постоянной основе.

Как и в большинстве стран Европы и Азии того времени (включая и Русь), в судопроизводстве Золотой Орды споры, возникающие в связи с торговлей, собственностью и т. п. (даже связанные с государственными интересами, т. е. относящиеся к публичной сфере), разрешались методами состязательного процесса. Судопроизводство представляло собой некое сакральное действо, в котором наиболее важное место отводилось не формальному следованию закону, а соблюдению многочисленных священных процедур, ритуалов, малейшее отклонение от которых означало поражение в споре. И.Я. Фойницкий характеризует данный тип процесса как подчинение государственного начала частному, и такой подход больше соответствует гражданскому процессу, нежели уголовному. Но в средние века не существовало четкого разделения между частным и публичным правом, — даже в Италии и Германии, которые традиционно считались правопреемниками Римской империи и римского права, знавшего такое разделение.

Итак, суд Золотой Орды имел немало сходных черт с современными ему судами других стран — в области организации суда, религиозного влияния на судопроизводство, процесса. Однако было много и отличий. Так, в большинстве стран средневековой Европы основным принципом осуществления правосудия в период феодализма был суд равных: сеньора мог судить только суд сеньоров, владетеля лена — владетели ленов и пр.; иерархия суда, таким образом, отражала иерархию феодального общества. В Золотой Орде подход к правосудию был несколько иным: уровень суда зависел не от сословной принадлежности участников процесса, а от категории дел. Как правило, на суд государственного органа выносилось дело, в котором затрагивались интересы государства, а для решения бытовых споров вмешательства властных структур не требовалось. Сам хан мог рассматривать и конфликты вассальных государей (как в случае со спором Василия II и Юрия Звенигородского за Московский престол), и жалобы простых торговцев. В какой-то мере подобный подход сближает суд Золотой Орды с судом Древней Руси: князья также судили не только высокопоставленных лиц, но и простолюдинов (правда, в отличие от Джучидов, рассматривавших дела государственного значения, они разбирали самые разные дела — вплоть до мелких хищений и хулиганства). В Золотой Орды мелкие проступки и споры разбирались соответствующими органами, решение которых было одинаковым как для простолюдинов, так и для представителей аристократии. Единственное исключение из правил составляли представители правящего рода Чингизидов и породнившиеся с ними путем браков представители знати: их дела рассматривались лишь семейным советом самих Чингизидов или ханом лично. Это объяснялось не столько сословным характером суда, сколько тем, что род Чингизидов воспринимался подданными как олицетворение некоей харизмы, носители которой были неподсудны суду простых людей.

Причина отсутствия сословного подхода при осуществлении правосудия в Золотой Орде, вероятнее всего, заключалась в том, что монгольские завоеватели не видели необходимости соблюдать иерархию среди покоренных ими народов. Все население Золотой Орды (а также представители иностранных государств — дипломаты и торговцы), за исключением царевичей-Чингизидов, составляло общую массу, обязанную подчиняться воле хана и назначаемых им чиновников и военачальников, поэтому сословная принадлежность подданных не имела значения. Критерием важности служила категория дел: если правонарушение или спор затрагивали вопросы власти или ханской собственности, он передавался на рассмотрение хана, менее значительные проступки рассматривались нижестоящими органами власти. Выше мы выявили сходство исламского суда Золотой Орды с аналогичными судами стран мусульманского Востока. Однако суд Золотой Орды имел и ряд особенностей. Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции — судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению. Венгерский миссионер Иоганка, побывавший в Золотой Орде в 1320 г., т.е. уже в период исламизации этого государства, сообщает о «заражении сарацинским заблуждением» (исламом), отмечая при этом существование татарских судей, которые придерживались несторианского варианта христианства и обладали значительным влиянием. Интересно отметить, что нормы монгольского права успешно сосуществовали с мусульманскими и в государствах — преемниках Золотой Орды. Например, в Казахском ханстве монгольские правовые обычаи служили руководством при рассмотрении дел судами племенных предводителей — биев еще в середине XIX в. Они были вытеснены не исламским правом, а в результате судебной реформы, проведенной русской администрацией.

Мы не встречаем ни в хрониках, ни в документах той эпохи сведений о неравенстве перед судом в Золотой Орде мусульман и «неверных», как, например, в мусульманских районах христианской Испании в тот же период, где показания христианина-свидетеля принимались во внимание мусульманским судом только в том случае, если они подтверждались свидетелем-мусульманином, и игнорировались, если их мог подтвердить лишь другой христианин. Не было в Золотой Орде и особых судов для немусульман, каковые, например, появились в Османской империи после включения в ее состав христианских земель. Принцип веротерпимости монголов отмечали еще первые европейцы, вступившие с ними в контакт. Данный принцип отразился и на суде Золотой Орды, который так и не стал полностью мусульманским вплоть до падения этого государства. Подобный подход можно считать весьма передовым для той эпохи: в то время в Европе житель другой сельской общины уже считался чужаком, не говоря о представителях других государств и тем более конфессий.

Преобладание обвинительно-состязательного процесса в Золотой Орде сближает ее суд с судами других стран Европы и Азии. Вместе с тем при анализе судебного процесса в Золотой Орде мы сталкиваемся с интересной особенностью: тип применявшегося процесса, как и подсудность, зависел от категории дел.

Францисканец Гильом де Рубрук, посетивший Орду в 1254–1255 гг., сообщает, что «они не карают никого смертным приговором, если он не будет уличен в деянии или не сознается. Но когда очень многие опозорят его, то он подвергается сильным мучениям, чтобы вынудить сознание». Подобная характеристика в большей степени соответствует розыскному процессу, который получил распространение в Европе и на Руси позднее — не ранее XIV–XV вв., когда происходило укрепление верховной власти и уничтожение власти региональных феодалов. Отдельные черты его, однако, проявлялись в разных странах и раньше, в том числе и в Золотой Орде, где тенденции усиления центральной власти были более сильны на рубеже XIII–XIV вв. Государственные органы Золотой Орды рассматривали только споры, в которых затрагивались государственные интересы. Торговые и связанные с вопросами торговли споры решались методами традиционного состязательного процесса, а дела, связанные с государственными преступлениями, нарушениями Великой Ясы и законов, оскорблением государя и т.д., рассматривались с помощью совсем других методов. Средневековые хроники сообщают, что назначенные для рассмотрения таких дел судьи сами вели расследование, добывали доказательства вины (в том числе и с применением пыток), принимали меры и по доставке обвиняемых в суд, и по обеспечению исполнения приговора.64 Например, Рашид ад-Дин подробно описывает такие процедуры, как допрос «до тех пор, пока в конце концов в словах тех людей не появилось противоречие», и очная ставка подсудимых, — это по меньшей мере зачатки розыскного типа процесса.

Проследим эволюцию суда Золотой Орде, который развивался по пути, отличному и от Европы, и от Азии, и от Руси.

В XIV–XV вв. в большинстве стран мира начали формироваться профессиональные суды: в Священной Римской империи — имперский суд, в Англии — разъездные суды, в Китае — центральное судебно-контрольное управление при императоре и провинциальные судебные управления при наместниках провинций, в Московской Руси — система приказов. В Золотой Орде наблюдается другая тенденция. Государство распадается на ряд полусамостоятельных образований, одни из которых сохраняет элементы прежней «городской» цивилизации (Поволжье, Средняя Азия), а другие — возвращаются к кочевому образу жизни (Казахстан, степи Причерноморья); население первых отказывается от практики судов-дзаргу и переходит к системе шариатского суда, находившегося целиком в ведении местного духовенства; кочевое население возвращается к старинной практике, когда все споры разрешаются предводителями родов и племен на основе норм обычного права. Подобный «суд» описывает, например, венецианский путешественник Иосафат Барбаро, посетивший Золотую Орду в середине XV в.: «Суд происходит во всем лагере, в любом месте и безо всякой подготовки. Поступают таким образом. Когда кто-то затевает с другим ссору... то оба, — а если их было больше, то все, — поднимаются и идут на дорогу, куда им покажется лучше, и говорят первому встречному, если он человек с каким-нибудь положением: “Господин, рассуди нас, потому что мы поссорились”. Он же, сразу остановившись, выслушивает, что ему говорят, а затем решает, как ему покажется, без всякого записывания, и о том, что он решил, никто уже не рассуждает. В таких случаях собирается толпа людей, и он, высказав свое решение, говорит: “Вы будете свидетелями!” Подобные суды постоянно происходят по всему лагерю». Прежде такой «суд» применялся лишь при разрешении бытовых споров, а дела, имевшие государственно-правовое значение, разрешали органы, представленные на схеме 1. Но в силу политических событий (междоусобицы, нашествие Тимура) к концу XIV в. городская цивилизация Золотой Орды уступила место кочевой: развитое государство приобретает черты раннегосударственного образования или «вождества», при котором отпадает необходимость в институтах власти, созданных в эпоху расцвета Золотой Орды (первая половина XIV в.), включая и суды. Еще более четко это различие проявилось в государствах — преемниках Золотой Орды. Казанское, Бухарское, Хивинское ханства позаимствовали и развили чисто исламские «оседлые» судебные институты, тогда как Ногайская Орда, Государство узбеков, Казахское ханство вернулись к кочевому образу жизни и традиционному «степному» суду. Выделив основные сходства и различия суда Золотой Орды и современных ему судов других стран, постараемся ответить на вопрос: являлся ли его суд оригинальным по своей природе или он был заимствован от других государств?

Как и сама Золотая Орда, ее суд — своего рода синтез древнемонгольских (и даже домонгольских, тюркских) правовых обычаев и более новых, почерпнутых в результате завоеваний, элементов права, преимущественно исламских и отчасти европейских — греческих и итальянских (в Причерноморье). Но, в отличие от монгольских государств в Иране или в Китае, в Золотой Орде не произошло полной ассимиляции монголов местным населением и тотального заимствования местной системы власти, управления и права. Поэтому можно утверждать, что суд в Золотой Орде сочетал в себе элементы разных правовых систем, отдавая четкий приоритет монгольской правовой традиции. Анализ сходных и самобытных черт системы правосудия Золотой Орды позволяет в определенной степени оценить ее общий уровень на фоне развития судебной системы в современном ей мире. Наличие существенных общих черт свидетельствует о том, что правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира — как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов — влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр. Но, анализируя судебную систему любого государства на определенном этапе его развития, мы обнаружили бы, помимо общих черт, и существенные особенности. Суд Золотой Орды, таким образом, не является исключением, какой-то правовой аномалией.

Источник: http://eurasica.ru/articles/library/ryu_pochekaev_sud_i_pravosudie_v_zolotoy_orde/