Юридическая помощь, предоставляемая государством или как работают бесплатные адвокаты?

добавлен 30 июля 2012 18:58
просмотров 3418

 

 

 

Якупбаева Фатима

Общественное Объединение "Партнерская группа Прецедент"

Конституция Кыргызской Республики гарантирует право на  судебную защиту  прав и свобод человека и гражданина, и это право не подлежит никакому ограничению. Непосредственно сам же механизм реализации данной нормы регламентирован другими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Закон Кыргызской Республики  «О гарантированной государством юридической помощи» от 17 июля 2009 года. Основной целью этого закона является гарантия прав граждан на доступ к правосудию и квалифицированной юридической помощи при отсутствии у них средств для защиты прав и законных интересов путем создания эффективной системы управления и предоставления юридической помощи. Охват Закона ограничивается предоставлением юридической помощи только по уголовным делам, статья 5 настоящего Закона гласит: «Гарантированная государством юридическая помощь предоставляется задержанным, подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, оправданным и осужденным по уголовным делам на стадии производства следствия, в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях». Это означает, что предоставление гарантированной государством юридической помощи не представляется возможным  в рамках гражданского, экономического и административного судопроизводства.

Кто  имеет право получить юридическую помощь за счет государства?

В соответствии со статьей 7 Закона «О гарантированной государством юридической помощи» - юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, то есть, не достигшим возраста уголовной ответственности  - 16 лет  и 14 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, срок наказания которых  предусматривает лишение свободы на срок от пяти лет до пожизненного лишения свободы. Кроме того юридическая помощь предоставляется следующим лицам:

·         Лица 1 и 2 групп инвалидности;

·         Лица с существенными нарушениями функций речи, слуха, зрения, страдающие психическими заболеваниями;

·         Лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений;

·         Безработные, состоящие на учете в службе занятости;

·         Военнослужащие срочной службы.

 

Указанные выше категории лиц могут воспользоваться правом на получение юридической помощи без учета, установленного Правительством Кыргызской Республики, уровня годового дохода (минимальный уровень дохода составляет 370 сом).

Относительно учета уровня годового дохода, то немаловажным аспектом является то, что  право на получение гарантированной государством юридической помощи обладают только те граждане Кыргызской Республики, годовой доход которых не превышает установленного Правительством Кыргызской Республики уровня минимального дохода, необходимого для получения юридической помощи в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с Порядком оплаты труда адвоката за счет средств республиканского бюджета, утвержденного Правительством Кыргызской Республики, постановлением от 24 мая 2003 года № 306 оплата труда адвоката за счет средств республиканского бюджета определена из расчета 125 сомов за каждый рабочий день. А также, ниже приводится финансовая выписка из Постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении тарифов оплаты труда адвокатов по оказанию гарантированной государством юридической помощи” от 23 сентября 2011 года:

 

Услуга

Тариф оплаты труда адвоката

Оказание юридической помощи при задержании подозреваемого в ночное время, праздничные и выходные дни

 

400 сомов

Оказание юридической помощи при задержании подозреваемого в дневное время

 

200 сомов

Вступление адвоката в уголовное дело (до подтверждения статуса заявителя на предоставление гарантированной государством юридической помощи)

 

 

500 сомов

Оказание юридической помощи на стадии следствия

1000 сомов

Оказание юридической помощи на стадии суда I инстанции

1000 сомов

Оказание юридической помощи на стадии суда II инстанции

1000 сомов

Оказание юридической помощи на стадии надзорной инстанции

500 сомов

При добросовестном предоставлении услуг адвокатами затраты адвоката могут существенно превышать предусмотренный государством размер оплаты труда адвоката за оказание юридических услуг. Зачастую именно это обстоятельство вынуждает адвоката ограничиваться в выборе средств защиты и неохотно браться за ведение таких дел. Отсюда защита по делам, где юридическая помощь оказывается бесплатно, осуществляется не в полной мере и носит преимущественно формальный характер.

Какие адвокаты  имеют право предоставлять юридическую помощь?

В соответствии со статьей  17 Закона  КР «О гарантированной государством юридической помощи» оказывать гарантированную государством юридическую помощь вправе адвокаты, включенные в Государственный реестр и заключившие договор об оказании юридической помощи с Министерством юстиции Кыргызской Республики.  Для того, чтобы быть включенным в Государственный реестр, кандидат должен подать заявление в Национальный совет  по  гарантированной государством юридической помощи при Президенте Кыргызской Республики. Отбор адвокатов в Государственный реестр осуществляется этим же Национальным советом.

В настоящее время в Государственном Реестре зарегистрировано 179 адвокатов, прошедшие отбор и оказывающие юридическую помощь. В основном, в реестр входят  адвокаты из г. Бишкек и Чуйской области, наблюдается малое количество адвокатов из регионов страны.

Утвержденная от 12 октября 2005 года № 457 Концепция  по совершенствованию системы гарантированной  государством юридической помощи (далее по тексту ГГЮП), достаточно объективно раскрывает существующие проблемы в реализации права на юридическую помощь.

А именно:

ü  отсутствие прозрачности процесса распределения дел и последующая координация между следствием, судом и адвокатскими учреждениями. В настоящее время процедура назначения адвокатов по ГГЮП происходит произвольно. Это нередко приводит к нарушениям прав подозреваемых/обвиняемых на защиту и соблюдение процессуальных сроков дела;

ü  отсутствие контроля качества ГГЮП.

ü  низкий уровень качества работы адвокатов при оказании ГГЮП отмечается клиентами, представителями правоохранительных органов, судов и самими адвокатами. К примеру, на основе исследования независимыми экспертами SIAR (Исследовательско-консалтингового агентства) материалов 150 уголовных дел были сделаны следующие выводы о качестве работы адвокатов, предоставляющих ГГЮП:

·                    адвокаты не принимают участия в проведении следствия (допрос свидетелей, очные ставки свидетелей, осмотры, обыски, следственные эксперименты, опознание лиц, опознание предметов и пр.), вследствие чего они не полностью используют возможности, предоставленные им статьей 48 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики;

·         адвокаты без интереса, поверхностно и пассивно оказывают ГГЮП:

из 16 рассмотренных уголовных дел, имеющих основания для возвращения на дополнительное расследование, только по 3 делам адвокаты направляли соответствующие ходатайства. Остальные дела направлялись на доследование по инициативе судей. Из 79 дел (52,7%), имеющих основания для применения более благоприятной квалификации инкриминируемого деяния, только 24 процента имеют соответствующие ходатайства адвокатов.

 

Опрос 200 заключенных в местах лишения свободы выявил следующие проблемы в работе адвокатов на этапе следствия и суда:

- преобладающее большинство опрошенных (69,1%) заявили о незаинтересованном отношении адвоката к их делу;

- 39 процентов респондентов указали, что их адвокат вообще не совершал никаких процессуальных действий;

- около трети респондентов указали, что адвокат не присутствовал на допросах; 50 процентов указали, что адвокат присутствовал только на некоторых допросах;

- подавляющее большинство участников опроса (77,1%) указали, что не виделись с адвокатом до слушания дела для обсуждения позиции защиты;

- 10,3 процента опрошенных вообще не видели назначенного им адвоката;

- только 11,3 процента опрошенных не отметили каких-либо недостатков в работе адвокатов.

Как получить бесплатную юридическую помощь?

В целях обеспечения взаимосвязи между заявителем, органом следствия, судом и адвокатом по предоставлению гарантированной государством юридической помощи приказом Министерства юстиции Кыргызской Республики от 31 мая 2011 года № 87 были назначены Координаторы в регионах. Для получения гарантированной государством юридической помощи необходимо обращаться с заявлением на имя Координатора, следователя и судьи. После регистрации поступившего заявления Координатор выносит решение о назначении адвоката. Назначенный адвокат обязан в течение не более двух часов с момента уведомления прибыть в правоохранительные органы или суд в случае проведения следственных мероприятий или судебного заседания.

Пример из практики глазами автора:

Ленинский районный суд г. Бишкек. Уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьей 246 п. 2 Уголовного Кодекса КР – «Незаконное хранение наркотических средств» лицом, ранее совершившим любое преступление, связанное с наркотиками. Причина несвоевременности рассмотрения дела: опоздание адвоката подсудимого. Это произошло по следующей причине, после того, как подсудимого завели в зал суда и спросили, имеется ли у него адвокат? На что он ответил отказом и судья пригласила «бесплатного» адвоката. И собственно процесс «затянулся».  Когда судебный процесс все-таки начался, адвокат просунул подсудимому через решетку  клочок бумаги, на котором последнему надо было написать свою фамилию, имя и отчество, и в совершении какого преступления он обвиняется. Подсудимый задал очень хороший вопрос своему «бесплатному» адвокату: «А как вы будите меня защищать, если вы не изучили материалы дела?» На такой вопрос адвокат ответил: «Защищу как-нибудь».

Последние слова о том, как он будет защищать своего подзащитного, дают весьма критическую почву для рассуждений о том, как в действительности реализуется  гарантированное государством оказание юридической помощи.