ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН: ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ (ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ)

добавлен 18 мая 2012 17:38
просмотров 955

 

 

 

Как строить диалог с властью? Какие есть механизмы для истребования информации? Каким образом вы можете влиять на государственные дела?

По материалам пособия по гражданскому контролю и восстановлению законности «Гражданское участие в государственных делах». Токтакунов Н.А. - Б.: 2012. – С. 5-13.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). Статья 25

«Каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений, право и возможность принимать участие в ведении государственных дел...»

Многие считают большой глупостью добиваться справедливости и законности правовыми способами, когда законы государства не работают. Но здесь важно понять природу закона государства - она не в формальных установлениях власти, а в естественных правилах общежития и справедливости. При ошибочном восприятии закона, как установления власти, обращение к власти с сигналом о несправедливости подобно прошению или мольбе. При восприятии закона, как естественного принципа, оно подобно увещеванию и предупреждению. Это прин­ципиально иное восприятие придает спокойствия и уверенности в ходе разрешения конфликтов с властью.

Конституция Кыргызской Республики. Статья 41. Пункт 1

«Каждый имеет право на обращение в органы государст­венной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок».

Универсальным способом гражданского контроля и влияния на государственные дела является обращение. Путем подачи обращений граждане могут:

-        обжаловать действия (бездействие) и нормативные установления государственных органов, в том числе в судебном порядке (административное судопроизводство);

-        инициировать проведения контрольно-проверочных мероприятий;

-        сделать предложение о введении более рациональной или эффективной практики, совершенствовании нормативной правовой базы или об устранении тех или иных недостатков в работе органа, не имеющих признаков нарушения законности.

Важнейшим вспомогательным инструментом, для более компетентной оценки решений, действий (бездействия) и нормативных установлений государственных органов является право на доступ к информации. Государство обязано обеспечить доступ граждан к информации о своей деятельности и находящейся в её введении.

В совокупности право на обращение и право на доступ к информации позволяют обществу контролировать государственную власть и влиять на государственные дела.

Виды обращений

Существуют следующие виды обращений граждан к государст­венной власти: жалоба, заявление, ходатайство, предложение, запрос.

В жалобе лицо указывает на конкретный случай нарушения его прав и законных интересов и просит устранить это нарушение.

Заявление может быть, и не связано с нарушением прав и свобод, а направлено на их реализацию, например, заявление о приеме на работу. Но оно может, как и жалобы, быть направлено на устранение тех или иных противоправных явлений. Не каждое заявление можно назвать жалобой, но если жалобу назвать заявлением, принципиальной ошибки в этом не будет.

Ходатайствами называются обращения, имеющие характер просьбы, подача которых предусмотрена в каких-то конкретных случаях. Например, это форма обращения в Конституционную палату Верховного суда и в ходе судопроизводства

Предложение - обращение в госорган, содержащее рекомендации об устранении тех или иных недостатков в работе органа, не имеющих признаков нарушения законности, о введении более рациональной или эффективной практики или совершенствовании нормативной правовой базы. Формы, в которых может быть сделано предложение, уровень обращения, сферы, которые оно затрагивает, ничем не ограничиваются.

Запрос - обращение с требованием предоставить информацию.

Общие и специальные процедуры рассмотрения обращений

И общим процедурам, актуальным для любого госоргана, относятся:

-        порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;

-        порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации. И специальным процедурам относятся:

-        судебные процедуры рассмотрения заявлений, исковых заявлений и а также жалоб граждан и ходатайств;

-        порядок рассмотрения правоохранительными органами заяв­лений, сообщений о преступлениях.

Судебные и правоохранительные органы, кроме рассмотрения обращений по специальной процедуре, рассматривают также и обраще­ния, поступившие в соответствии с общим порядком.

Выясните, какой государственный орган, и на каком уровне наделен компетенцией, необходимой для разрешения вашего вопроса. Обращение сразу в самые высшие органы государственной власти не обязательно придаст ему большую значимость. Скорее всего, обращение перенаправят в орган, компетентный рассматривать поднятый в нем вопрос. А путешествие бумаг из ведомства в ведомство, из инстанции в инстанцию процесс медленный, поэтому, по общему правилу, идите методично от низшей инстанции к высшей.

Не пытайтесь вложить в текст обращения эмоции, не злоупотребляйте художественными оборотами и отвлеченными рассуждениями, не начинайте издалека и не загружайте обращение деталями. Чиновники редко читают с полным вниманием большие тексты. Излагайте только основные факты и постарайтесь, чтобы ваши доводы были логически связны и убедительны, а текст не занимал больше двух третей листа.

В конце своего текста четко сформулируйте ваше требование или просьбу. Что вы хотите: восстановления ваших прав, наказания виновных лиц, изменения существующей практики в деятельности органа или всего вместе?

Общий порядок рассмотрения заявлений, жалоб и предложений

Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» устанавливает общий для всех государственных органов порядок рассмотрения обращений:

-        обязывает государственные органы отвечать на обращения граждан не позднее месячного срока;

-        запрещает перенаправлять обращения граждан в орган или к должностному лицу действия, которого обжалуются;

-        обязывает вести прием граждан в специально отведенное время.

В Кыргызстане практически отсутствует практика продвижения предложений, поэтому госорганы и должностные лица могут относиться к ним с разной долей снисходительности или пренебрежения. Тем не менее, они должны изучить предложение и дать аргументированный ответ.

При необходимости можно попасть на прием к руководству органа, в который вы обратились. Руководители государственных органов и должностные лица, правомочные принимать решения по существу обращений, обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в неделю. Расписание их приемных дней должно быть вывешено на видном месте, обычно неподалеку от входа в здание. В крупных учреждениях обычно невозможно попасть на прием к руководителю день в день, необходимо записаться на прием заранее в его приемной. Граждане, приехавшие из отдаленных регионов республики, имеют право на внеочередной прием. Отказ в приеме не допускается.

В некоторых учреждениях со сложной структурой есть несколько кабинетов, где принимают корреспонденцию. Знание структуры организации поможет вам в том, чтобы бумага попала по возможности быстрее к лицу, наиболее компетентному в разрешении вашего вопроса.

Не забудьте о том, что работник канцелярии должен в вашем экземпляре обращения сделать запись, включающую в себя дату принятия, входящий регистрационный номер, фамилию работника, принявшего документ, и его роспись. Если вам откажут в этом, направьте обращение по почте с оплатой уведомления о получении вашего письма.

В некоторых ведомствах у входа ставят ящики для писем. Ни в коем случае не опускайте туда свое обращение, потому что в таком случае у вас не будет подтверждения того, что ваше обращение получено.

Через некоторое время, после регистрации обращения, позвоните в канцелярию и узнайте, кому поручено рассмотреть ваше обращение (кто будет исполнителем документа). Свяжитесь с исполнителем и поинтересуйтесь, нужна ли ему какая-нибудь дополнительная информация. Будьте готовы к встрече с ним.

Отказ в предоставлении информации, а также иные действия и решения ответственного лица, нарушающие требования Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», по выбору лица, запрашивающего информацию, могут быть обжалованы:

-        Вышестоящему должностному лицу;

-        Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;

-        Либо в судебном порядке в соответствии со ст. 4. п.1, ст. 263 Гражданского процессуального кодекса КР.

Если ваше обращение сочли несостоятельным, но вас не убедили использованные при этом аргументы, вынесите существо вопроса на рассмотрение вышестоящей инстанции или в суд.

Если ваше обращение проигнорировали, или вы получили запоздалый отрицательный ответ, или вашу жалобу направили на рассмотрение органа или лица, действия которого вы обжалуете, то кроме вынесения существа вопроса на рассмотрение вышестоящей инстанции или в суд, необходимо обжаловать и сам факт игнорирования обращения, нарушения установленных для ответа сроков, направления жалобы на рассмотрение органа или лица, действия которого вы обжалуете.

При приеме у руководителя, подготовьте ваши доводы или вопросы заранее, чтобы уложиться в короткий срок. Не надо загружать должностное лицо своими эмоциями, распространяться о деталях и нюансах, делать «лирические» отступления. Имейте при себе все документы, доказательства и записи.

Система Orphus