Важные аспекты проведения экспертиз и проблемы квалификации материалов как экстремистских

добавлен 14 января 2020 15:11
просмотров 1991

 

 

     Решение об отнесении того или иного материала к экстремистским до недавних пор принимала Государственная комиссия по делам религий при Президенте КР, на основании заключения собственных или привлеченных экспертов. Многие компетентные эксперты, адвокаты и правозащитники указывали на отсутствие у экспертов Госкомиссии достаточной подготовки для выявления потенциально криминального контента, и в экспертных заключениях часто отсутствовал пункт о том, что хранение данного материала представляет угрозу национальной безопасности. Также ставилось под сомнение беспристрастность Госкомиссии. Было отмечено некоторыми участниками судебного разбирательства, что во многих случаях материалы, в связи с которыми выносились обвинительные приговоры, ранее не были запрещены решением суда как экстремистские, вместо этого уже в рамках процесса суд приобщал к делу экспертное заключение данной Госкомиссии.

     Религиовед  И. Асланова утверждает, что экспертиза должна быть психолого-лингвистической с религиоведческим компонентом, если речь идет о религиозном тексте. Например, устанавливать, есть ли в материале пропаганда и призывы к насилию – компетенция лингвистов. У них есть четкие методы высчитывания. К интерпретации терминов и религиозных текстов должны подключаться религиоведы. Разбирать аудио и видео должны психологи. Если есть подозрение о призывах к межнациональной вражде, можно подключать даже социологов и политологов. Таким образом, экспертиза обязательно  должна носить комплексный характер. Если следователи и суды пытаются выяснить, хотел ли человек сменить конституционный строй, то тут неправильно привлекать к экспертизе религиоведа.

     Верховным судом КР было сказано: «Религиоведческая и теологическая экспертизы имеют принципиальное отличие, поскольку религиоведческая экспертиза использует нейтральные подходы, присущие светской науке, а теологическая экспертиза рассматривает материалы исходя из позиций определенной религии или вероучения. Как показало изучение дел данной категории, много случаев, когда следователь при расследовании уголовного дела выносит постановление о назначении теологической экспертизы, в основном указываются выводы с одинаковой формулировкой». Госкомиссия по делам религий прокомментировала это тем, что сотрудники, проводящие религиозную экспертизу, имеют соответствующий опыт в религиоведении и теологии, а также что законодательство позволяет привлекать для экспертизы сторонних специалистов.В ситуации, когда присутствует сочетание таких факторов, как избыточно широкое определение экстремизма, вызывающее вопросы качество экспертных заключений и задержки с пополнением Министерства юстиции списка запрещенных материалов, нельзя исключать, что граждане, хранящие, возможно, экстремистские материалы, могут даже не подозревать о том, что таким образом нарушают закон.

     Два года назад  Правительством Кыргызской Республики было принято решение о передаче экспертизы материалов на экстремизм Государственной судебно-экспертной службе по мере обеспечения подготовки ее сотрудников для проведения религиоведческого, лингвистического и психологического анализа. Таким образом в Государственной судебно-экспертной службе при Правительстве Кыргызской Республики было внедрено такое новое направление, как психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертиза.  Экспертная практика Государственной судебно-экспертной службы при Правительстве Кыргызской Республики свидетельствует, что в настоящее время весьма значительный объем представляют исследования, объектами которых являются текстовые материалы.

        Анализ проделанных работ в данном отделе показывает, что до сегодняшнего времени исследование проводилось только в рамках экспертной деятельности «лингвистическая экспертиза». Однако специфика текстов, поступающих в настоящее время на исследование, свидетельствует, что одной лингвистической экспертизы не достаточно для решения вопросов по существу. На решение экспертизы бывают вопросы, касающиеся не только исследования семантического характера, но также следует выявить в информации психологический аспект.

Также в текстах, которые к ним поступают, имеются наличие высказываний негативно характеризующих национальную, религиозную группу, призывающих к ущемлению их прав, что содержание текста негативно воздействует на читателя. В данном случае необходимо выявить  и признаки экстремистского характера. Такое положение свидетельствует о привлечении экспертов религиоведов. В то же время анализ проведения религиоведческой экспертизы в рамках уголовного производства показал, что часто вопросы, поставленные перед экспертом, кроме собственно религиоведческой части, включают также лингвистический и психологический аспекты.

        В лингвистическом исследовании разъясняются значения и происхождения слов, словосочетаний, фразеологизмов и т.д. устанавливается объем и содержание понятия, выражаемого словом или словосочетанием, употребляемых в тексте. Также устанавливается степень адекватности передачи в одном тексте содержания другого текста.

        Судебная лингвистическая экспертиза – вид судебных экспертиз, направленный на исследование текста письменного документа или устного высказывания в аудио- и видеозаписях с целью решения вопросов смыслового понимания.

        Судебная психологическая экспертиза – вид судебных экспертиз, направленный на установление имеющих отношение к делу обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств на реципиента.

        Судебная религиоведческая экспертиза – вид судебных экспертиз, направленный на определение религиозного/нерелигиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах его вероучения и соответствующей ему практики.

     Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза – вид судебных экспертиз, назначаемой при расследовании или судебном разбирательстве, когда возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием или направленностью текстов или высказываний.

        Комплексную судебную психолого-лингвистическую экспертизу делают для определения психологических особенностей речевого поведения коммуникаторов (автора и адресата) на основе исследований формальных и неформальных лингвистических и паралингвистических характеристик речи, текста, аудиовизуального продукта для воссоздания целостного психологического речевого портрета коммуникаторов (автора и адресата) в связи с поставленными вопросами. Важным в комплексном подходе является согласование религиоведческой и психолого-лингвистической частей экспертизы, что требует высокой степени профессионального взаимопонимания и сотрудничества между специалистами соответствующих направлений: религиоведения, психологии, филологии.

В задачи комплексной экспертизы входит:

1) установление наличия в тексте призывов к определенным действиям;

2) установление наличия в тексте пропаганды (национального, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности);

3) установление наличия в тексте оправдания терроризма или обоснования экстремистской деятельности;

4) установление направленности речевых действий (текста) на возбуждение розни, вражды, ненависти, унижения достоинства человека, оскорбление по определенным признакам (пол, раса, национальность религия и др.).

     Порядок и условия проведения  экспертиз определены ГПК, УПК, КоАО , законами КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР», «О судебно-экспертной деятельности», «О противодействии экстремистской деятельности», постановлением от 17 марта 2014 года № 132 Правительства КР «О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности в КР», Инструкцией о производстве судебных экспертиз в Государственной судебно-экспертной службе при Правительстве КР.

     Требования к судебным экспертам установлены Законом КР «0 судебно-экспертной деятельности», в частности в ст.14 говорится, что в качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт или другое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями. Государственным и негосударственным судебным экспертом является работник судебно-экспертной организации, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Государственный судебный эксперт не является государственным служащим, за исключением экспертов подразделений правоохранительных органов. Лицо, привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоящее в штате какой-либо судебно-экспертной организации, производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения органа (лица), ее назначившего, в соответствии с законодательством КР. Проведение судебной религиоведческой экспертизы не может быть поручено ГКДР, поскольку данный орган не уполномочен проводить судебную экспертизу, но можно привлечь сотрудника ГКДР в качестве судебного эксперта. При проведении религиоведческой экспертизы недопустимо, чтобы экспертом или членом экспертной группы являлся представитель какой-либо конфессии. При наличии реальной религиозной конкуренции передача представителю одной из - конфессий функции государственного эксперта либо специалиста-консультанта может вызвать предвзятую и неадекватную оценку других вероучений, поскольку сложившиеся стандарты мышления зачастую мешают подняться над уровнем привычных конфессиональных представлений, а это, в свою очередь, может спровоцировать межконфессиональный конфликт. Также не целесообразно привлечение к работе представителей религиозных организаций в качестве консультантов.

 

Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»