Совет по отбору судей КР: вопросы формирования

добавлен 02 августа 2018 10:46
просмотров 2587

 

 

Первостепенным элементом проводимой в стране судебной реформы является механизм отбора судей, поскольку качественный состав судейского корпуса есть главное и необходимое условие эффективности правосудия. До принятия Конституции 2010 года отбор и назначение судей были сосредоточены в руках Президента и его аппарата. Процедуры отбора в Национальном совете по делам правосудия носили закрытый и в большей части кулуарный характер. В связи с чем, доступ к должности судьи для большинства юристов был закрыт.

В рамках конституционной реформы 2010 года правовые основы отбора и назначения судей были принципиально изменены. Правовой статус органа – Совета по отбору судей (далее СОС), ответственного за отбор был закреплен на самом высоком конституционном уровне и предполагал широкое участие представителей гражданского общества, и следовательно эффективность гражданского контроля в кадровых вопросах судебной системы. Частью 7 и 8 статьи 95 Конституции установлено, что Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно. Организация и деятельность Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются законом.

Согласно конституционным положениям 2/3 СОС должны являться представителями гражданского общества и 13 формироваться из судейского корпуса. Следует отметить, что такое соотношение не соответствует в полной мере международным стандартам и рекомендациям, предусматривающим, что в составе органа, отбирающего судей должны преимущественно преобладать представители судейского корпуса. Однако такое решение было целесообразным с точки зрения низкого уровня доверия к судам со стороны населения. Таким образом, было решено, что именно гражданское общество  должно играть ключевую роль в отборе судей, так как восстановление доверия к судебной системе во многом обусловлено доверием общества к органу, ответственному за отбор судей.

В соответствии с Конституцией в 2011  году был принят Закон «О Совете по отбору судей», согласно которому Состав Совета формируется из судей, избранных Советом судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей), представителей гражданского общества, избранных парламентским большинством и парламентской оппозицией Жогорку Кенеша, и составляет 24 члена. Первый состав Совета по отбору судей в Кыргызской Республики был сформирован 8 июля 2011 года в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Совете по отбору судей». Второй состав Совета по отбору судей был сформирован 19 ноября 2014 года.

Несмотря на проделанную СОС большую работу, качественный состав и процедуры отбора судей вызывали немало замечаний со стороны гражданского общества, проблемы в деятельности СОС неоднократно поднимались и в Жогорку Кенеше. Большая часть нареканий была связана с качественным составом СОС. Так, большинство из 16 членов СОС, представляющих гражданское общество, не имели с ним никаких связей,  а являлись лицами, тесно связанными с партийными структурами. Парламентское большинство и  оппозиция номинировали в СОС людей, имеющих заслуги перед политической партией или имеющие доверительные отношения  с лидерами парламентских фракций. Так, в Итоговом докладе ОБСЕ и БДИПЧ «Отбор судей Кыргызской Республики и международные стандарты независимости судей» 2012 года отмечалось, что “представители гражданского общества” в СОС на практике нередко являются бывшими членами политических партий, прекратившими свое членство в них буквально накануне избрания в СОС. Существует также практика, когда все пять партий, представленных в парламенте, неофициально договариваются о “разделении в равных долях” списка членов СОС, не являющихся судьями (16 человек), между собой̆, назначая своих представителей̆, которые становятся де-факто “делегатами политических партий” в СОС, а не независимыми членами. Такая практика, как кажется, не отвечает духу Конституции, и может привести к возникновению у людей ощущения (возможно, вполне обоснованного), что справедливый процесс отбора судей на основе личных достоинств кандидатов нарушается вследствие политического влияния и коррупции». Таким образом, первоначальный конституционный замысел об эффективном гражданском контроле и участии в процедурах отбора судей не был реализован в полной мере. Организация в своих публикациях на основе мониторинга деятельности СОС неоднократно отмечала политизированность данного органа, подверженность его членов влиянию партийных и фракционных функционеров. Претенденты на должности судей оказались в определенной мере зависимыми от мнения и предпочтений лидеров фракций и нередко обращались к ним за поддержкой, что не исключало не только партийного влияния, но и коррупционных проявлений.

Ярко выраженная политическая составляющая СОС во многом объяснялась процедурой выдвижения и избрания членов СОС. В соответствии со статьей 5 Закона «О Совете по отбору судей» процедурный механизм проходил в несколько этапов:

  1. Выдвижение кандидатов в учебных, научных, общественных объединениях и других организациях.
  2. Внесение предложений о кандидатурах в письменном виде во фракции Жогорку Кенеша  от гражданского общества (учебные, научные учреждения, общественные объединения и другие организации). Кандидатуры обсуждаются во фракциях.
  3. Представители гражданского общества в состав Совета избираются парламентским большинством и парламентской оппозицией на заседаниях с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола. Парламентское большинство и парламентская оппозиция отбирают по 8 кандидатов из числа предложенных с учетом требований, предъявляемых к членам Совета.
  4. Заседания парламентского большинства и парламентской оппозиции проводятся раздельно и считаются правомочными при присутствии на них не менее половины их членов. Заседания, выдвижение кандидатов в состав Совета и голосование проводятся открыто. Избранными в состав Совета считаются кандидаты от парламентского большинства и кандидаты от парламентской оппозиции, получившие наибольшее количество голосов от числа присутствующих членов парламентского большинства и парламентской оппозиции соответственно.
  5. Депутаты Жогорку Кенеша голосуют открытым голосованием за единый список состава Совета без обсуждения персонального состава. Состав Совета считается утвержденным, если за весь список кандидатов в члены Совета проголосовало большинство депутатов от числа присутствующих, но не менее 50 депутатов.

Процедура формирования СОС неоднократно подвергалась критике в части отсутствия прозрачности и гласности и политической ангажированности при выдвижении и избрания его членов, критике со стороны гражданского общества подвергался и его качественный состав.