Анализ решения Совета судей Кыргызской Республики от 16 сентября 2016 года в отношении судьи Первомайского районного суда города Бишкек Ботобаева Н.А.

добавлен 08 декабря 2017 15:41
просмотров 2080

 

 

Дисциплинарное производство было возбуждено на основании частного определения Верховного суда Кыргызской Республики от 27 октября 2015 года (ранее мы об этом писали).

В частном определении указывалось, что решением Первомайского районного суда г.Бишкек от 24 октября 2015 года заявление политической партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» о нарушении избирательных прав было  частично удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение Центральной Комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 20 октября 2015 года N 157 «О заявлениях политической партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» по выборам депутатов Жогорку Кенеша КР от 4 октября 2015 года.

Постановлением Верховного суда КР от 27 октября 2015 года вышеуказанное решение в части признания решения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР от 20 октября 2015 года No157 «О заявления политической партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» по выборам депутатов Жогорку Кенеша КР от 4 октября 2015 года было признано незаконным и отменено. В этой части было принято новое решение.

Верховный суд КР отменяя решение в этой части, указал, что нарушены нормы ст. 45 конституционного Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», т. е. нарушена процедура обращения с заявлением о нарушениях участковыми избирательными комиссиями порядка установления итогов голосования, не была дана правовая оценка пропущенным срокам при обращении в ЦИК КР, заявителями не были представлены допустимые доказательства об их обращении в УИК, ТИК, ЦИК.

Совет судей по результатам рассмотрения пришел к выводу, что о пренебрежении судьей нормами конституционного Закона  Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», что привело к неправильному применению норм материального права, в связи с чем, Совет судей КР нашел указанные в частном определении действия судьи не совместимыми с требованиями безупречности поведения судьи. При таких обстоятельствах Совет судей КР посчитал необходимым применить отношении судьи Ботобаева Н. дисциплинарное взыскание в виде досрочного освобождения от занимаемой должности. Решение Совета судей КР было направлено Президенту Кыргызской Республики.

Анализ

Также как и в предыдущем Решении Совета судей от 28 октября 2016 года, судья Ботобаев Н. был привлечен к крайней мере дисциплинарной ответственности–досрочному освобождению от занимаемой должности с связи с не безупречностью поведения судьи, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, на основании частного определения Верховного суда КР. Как следует из материалов дисциплинарного дела, судьей были не правильно истолкованы и применены нормы законодательства о выборах.  

Следует отметить, что норм конституционного Закона КР "О статусе судей  Кыргызской Республики"  (статей 5-1, 6, 28),  определяющих основания для дисциплинарной ответственности судей в виде досрочного прекращения полномочий судьи изложены в общей форме, носят размытый и неопределенный характер, отсылают для определения конкретного состава дисциплинарного проступка к другим его положениям, а также к Кодексу чести судей, т.е. не дают исчерпывающей характеристики поведения, которое можно было бы считать несовместимыми со званием судьи или не соответствующим его статусу. Однако, при всем этом, деятельность Совета судей и Дисциплинарной комиссии должна быть направлена на обеспечение объективности, полноты и беспристрастности при рассмотрении дел о наложении на судей дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные органы  которые должны устанавливать, принят ли судебный акт в пределах предоставленной судье законом свободы усмотрения и образует ли нарушение закона при принятии судебного акта состав дисциплинарного проступка, а при определении дисциплинарного взыскания - учитывать форму и степень вины судьи, а также тяжесть наступивших последствий, имея в виду, что такое дисциплинарное взыскание, как досрочное прекращение полномочий судьи, применяется в случаях, когда допущенные им нарушения по своему значению или многократности несовместимы со статусом судьи. Однако и в этом случае, Советом судей  и Дисциплинарной комиссией не исследовались обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, не учитывались  данные, характеризующие судью, не проводилась проверку представленных материалов, не запрашивались дополнительные материалы и заслушивались объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка, судья, в отношении которого было начато производство, не был своевременно ознакомлен с имеющимися материалами и не имел возможности представить свои возражения и замечания, в решении Совета судей не указаны мотивы его принятия.

Следует особо отметить, что за 2016 год Верховным судом КР в порядке надзорного производства по уголовным делам отменено  192  (30,2%) судебных актов  судов первой инстанции, 241 (41,3%) - актов судов апелляционной инстанции, 45 (22%) – актов кассационной инстанции;  по гражданским делам – 290 (36,8%) судебных актов судов первой инстанции, 161 (33,3%) - актов судов апелляционной инстанции, 45 (18,4%) - актов кассационной инстанции. Из этого следует, что неправильное применение судьями норм материального и процессуального права носит массовый и систематический характер. Однако частные определения выносятся только в отношении  некоторых из них. Характер анализируемых дисциплинарных дел показывает, что подавляющая их часть напрямую связаны с политическими процессами и событиями. Такие факты свидетельствуют об избирательном подходе Совета судей к дисциплинарным взысканиям, об отсутствии объективности, законности и справедливости в его деятельности.