Зачем изобретать велосипед, изучайте лучшие практики и внедряйте.

добавлен 26 января 2016 14:54
просмотров 1397

 

 

В конце 2015 года мне выпала честь в составе профессиональной команды посетить Малайзию для ознакомления  с их успешным опытом реализации судебной реформы. В  ходе данной насыщенной поездки мы встретились с представителями Ассоциации адвокатов Малайзии, с судьями Федерального (высшего) суда, системой прокуратуры,  государственного органа  по оказанию  обязательной юридической помощи населению и посетили  парламент Малайзии и встречались  со спикером.

Для себя как представителя гражданского общества,  хотела бы проанализировать - ПОЧЕМУ у них получилось,  КАК они это реализовали и НАСКОЛЬКО это отличается от нашей системы и в чем  мы ошибаемся и какие наши инициативы верны.  Я получила ответы на свои вопросы и теперь будем мониторить ход реализации реформ в судебной ветви власти и делать сравнительный анализ, насколько опыт Малайзии применим для нашей страны.

Теперь немного о том, что мне понравилось и того что можно было бы внедрить в Кыргызстане.

1.       В ассоциации адвокатов приятным было услышать, то что адвокаты Малайзии каждые два года подтверждают свою квалификацию (они сказали что это не забюрократизировано, просто приходишь и сдаешь тест и подтверждаешь свой уровень знаний). Каждый адвокат в год должен защитить 2 клиентов бесплатно и уплачиваются членские взносы. Т.О. можно сделать вывод, что непрофессиональных представителей в суде нет. Данная ассоциация живет за счет членских взносов, и 25 % которых тратиться на административные нужды ассоциации и оставшиеся 75 % уходит на защиту семейных и трудовых споров, которые  в Малайзии считаются дотационными.

2.      Мы посетили дворец правосудия в котором расположен суд апелляционной инстанции и Федеральный суд. Всего в здании 8 залов, 2 из которых зал для Федерального суда и 6 для суда апелляционной инстанции. По реформированию Судебной ветви власти понравился опыт, как они меняли судей. Делалось это постепенно, например, в Федеральном суде  Малайзии было 15 судей (3 состава по 5 судей) из которых 7 написали заявление об уходе и оставшимся 8 судьям дали возможность довести ранее поступившие дела до конца. Это порядка 6700 дел имеющихся в производстве Федерального суда, которые были заволокичены, а вновь поступающие дела начали отдавать уже новым судьям. Постепенный переход позволил безболезненно уйти одним и прийти новым, институциональная память сохранилась и авторитет этой ветви власти не был так низко опущен как в нашей стране.

Судья Федерального суда отвечая на вопрос  о сроках рассмотрения отметил, что проблема волокиты имелась и в их практике, они их называют ленивыми судьями. Как она была решена: был принят внутренний документ о предельном сроке рассмотрения дела, например, сказал он, у нас в Федеральном суде этот срок составил 9 месяцев. Это заявление говорит о том, что при желании судьи могут самостоятельно внутренними документами устанавливать рамки для улучшения качества обслуживания.

Когда был задан вопрос о назначении судей, то услышали что судей назначает Король Малайзии, но кандидатуру ему предлагает отборочный институт, который является и дисциплинарным одновременно. Полномочия у этого органа  большие и чтобы отобрать одну кандидатуру на пост судьи идет   крупномасштабная разведывательная работа, начиная с изучения его имущественного положения и заканчивая его личностными качествами. Кандидат проходит тяжелую процедуру отбора. Отборочный  институт в основном представлен юристами, но и не юристы также присутствуют в этой комиссии.

Для улучшения качества отправления правосудия  был отдан приоритет техническому обеспечению этого процесса. Сегодня дела принимают, распределяют, файлируют и отслеживают его ход только ИТ технологии. Судья только слушает и принимает решение, все процессы записываются на видео.

Судьи также каждые 2 года подтверждают свой профессиональный уровень.

На вопрос о давлении на суд ответил, что мы каждый день защищаем свою независимость правосудными решениями, которые набирают авторитет.

Кстати перед принятием дела в производство Законом отводится время на примирение. Медиация поставлена на законодательном уровне. Сам судья пытается примирить, либо при каждом суде имеется группа медиаторов, к которым он может прибегнуть для примирения сторон.

3.       В прокуратуре понравилось то, что она осуществляет надзор за законностью. Следствие ведут различные органы и после окончания следствия документы попадают в прокуратуру, где они проверяются на законность.

Чтобы стать прокурором надо 10 летний опыт в качестве юриста, а генеральный прокурор Малайзии прежде чем занять пост Генерального прокурора проработала в этой системе 28 лет.

4.      Центр оказания бесплатной юридической помощи имеет длительную историю становления. В розданных буклетах увидели что она появилась в 1960 году. Данное бюро стало частью системы правосудия Малайзии. С 2006 года внедрили медиацию и сегодня это отдельное направление в системе правосудия.

Таким образом, после поездки очень хотелось бы чтобы в недалеком будущем все таки в КР стал развиваться центр тестирования, который бы заработал авторитет независимого, неподкупного центра где могли бы осуществляться все виды тестирования, на любые должности и профессии. И тогда можно было бы внедрить такую норму подтверждения своих знаний и судьям и адвокатам.

Также в Кыргызстане необходимо принять закон о медиации и сделать его частью системы правосудия в КР. Медиация еще ведь инструмент миро строительства, чего у нас сейчас так не хватает.

 

 

Карасартова Рита