Канадский медиатор Рена Рамкай обозначила основные шаги по становлению медиации в Кыргызстане.

добавлен 15 апреля 2013 18:29
просмотров 2178

 

 

 

    В последнее время в Кыргызстане активно обсуждаются вопросы внедрения,  перспективы  и развития института медиации, как эффективного механизма урегулирования споров, отвечающего интересам правового государства. Возникла необходимость не только изучения и использования  международного опыта и  достижений, но   и сотрудничества  с зарубежными медиаторами.

Орозова Гульнара, юрист Институт Общественного Анализа

Медиатор из Канады Рена Рамкай, являющаяся практикующим медиатором, тренером, разработчиком национальных и международных программ по развитию медиации,  сопредседателем  Conflict Prevention Working Group at Peacebuild, и лектором Карлтонского университета, факультета права, города Оттавы провела лекцию в Кыргызстане на тему: « Опыт разных стран по внутриобщинной медиации и ее регулирование», в которой  поделилась своим опытом  по становлению медиации в Канаде,  Вьетнаме, Непале, на Кубе и обсудила перспективы развития медиации в Кыргызстане.

Программа по медиации начала внедряться в Канаде в 1970-х годах, где основными характеристиками развития внутриобщинной  медиации явились инициативы Общинного Правосудия (1978), учрежденные Меннонитской и Квакерской общинами в качестве полезной альтернативы официальной уголовной системе правосудия,  так как одним из важнейших принципов их  вероучения   признается отрицание судебных тяжб.

Очень важно отметить, что около 80% споров в Канаде решается во внесудебном порядке, и особое место занимает профилактика преступности будущего поколения, восстановительное правосудие. В новом  законе « Об уголовной ювенальной юстиции» , (Bill C-7: The Youth Criminal Justice Act, 2003), отмечается  важность использования мер, принимаемых во внесудебном порядке.

Использование мер, принимаемых во внесудебном порядке, преследует следующие цели:

·         быстро и эффективно призвать подростка к ответственности за противоправное поведение, не прибегая к судебной процедуре;

·         побудить подростка признать и возместить вред, нанесенный потерпевшему и обществу;

·         способствовать тому, чтобы семья подростка принимала участие в определении и исполнении таких мер;

·         дать возможность потерпевшему участвовать в рассмотрении дела подростка и получить возмещение ущерба;

·         соблюдать права и свободы подростка с учетом степени тяжести противоправного деяния.

 

В Канаде процесс рассмотрения заявок и отбор заявок проводится специалистом, минимум 40 часов обучения, менторство и надзор, постоянное обучение.
 

  В Непале медиация возникла вновь в конце 1990 в качестве механизма доступа к правосудию. Основными предпосылками являлись:


1) сложность доступа к правосудию

2)коррумпированность в судебной системе

3)социальное неравенство, представители меньшей касты не выигрывали дела
 

В период проведения правовой реформы, правительство пригласило медиаторов из США для обучения и разрешения внутриобщинных споров. Центр жертв пыток (The Centre for Victims of Torture), образованный в 1990 году, Школа права Катманду (Kathmandu School of Law) проводили и развивали программы разрешения споров, конфликтов, сочетающие медиацию индивидуальных споров с образованием и повышением знаний, касающихся прав человека в сообществе.

В Непале медиаторы отбираются Комитетами по Развитию Сел, 3 на палату/коммуну, 27 на район, минимум 40 часов обучения, надзор, в настоящее время без продвинутого обучения.

    Основными характеристиками развития внутриобщинной медиации на Кубе являлись появление НПО, спонсирующее тренинг по Культуре и Миру на протяжении последних 14 лет, с целью обучения общин эффективному разрешению своих конфликтов. Рассматриваются такие внутриобщинные споры, как: семейные, проблемы отцов и детей, мелкое предпринимательство, собственность, репутация.

На Кубе проводятся вводные тренинги для всех, желающих быть медиаторами сильнейший потенциал для последующего обучения, минимум 80 часов обучения, надзор сильнейших, постоянное обучение.

На данной лекции Рена Рамкай показала, что во всех странах медиаторы пользуются успехами своего участия - престиж, уважение, гражданская эффективность в качестве личностного изменения, в качестве изменения в отношении, Рена отметила, что фасилитативные медиаторы, которые используют свои навыки вне медиации передают «вирус мира», фасилитативные модели медиации  считаются более способными изменить поведение людей в сообществах.

Канадский медиатор также  подняла вопросы о направлении и следующих шагах развития  медиации в Кыргызстане:

·         Откуда появляются кейсы? Большинство? Меньшинство? Это ваши источники направления.

·         Как отличаются ваши услуги от других услуг по разрешению или предотвращению конфликтов? Пример: Посланники Мира, Команды по предотвращению преступлений.

·         С кем надо сотрудничать, чтобы увеличит количество рассматриваемых дел? Как вы с ними можете работать?

·         Кто координирует дела?

 

В лекции Рена Рамкай отметила, что в большинстве стран медиации проходит 3 фазы:

·         Инновация

·         Экспериментирование

·         Институционализация

 

В Канаде, Кубе, Австралии, США  и Непале, внутриобщинные медиаторы продвинулись к практике медиации в более профессиональных сферах.  В Канаде и в меньшей степени в США, внутриобщинная медиация превратилась в профессиональную.
 

    Возможные преимущества регулирования с точки зрения Рейны Рамкай являются:

·         Основы медиации не защищены без закона (за исключением систем общего права)- конфиденциальность, иммунитет медиатора от преследований и привлечения в качестве свидетеля

·         Определяет возможность исполнения соглашений по медиации

·         Признает медиацию профессией, требующей специального обучения и опыта

·         Не позволяет медиаторам неавторизованно заниматься юридической практикой (данная проблема остро стоит во многих местах)

 

В ходе лекции Рейна Рамкай ответила на вопросы, используя примеры из опыта других стран.