Тюрки и основы тюркского права: анализ и перспективы

добавлен 04 февраля 2013 16:53
просмотров 4277

 

 

Начальник Управления залогового администрирования и мониторинга залогового имущества Департамента по работе с залоговым имуществом АО «Народный Банк Казахстана» Д. Шакиров считает, что настало время для начала полномасштабного изучения тюркского права.

Фото "Суд у самаркандского казия". «Туркестанский альбом», изданный в 1872 году.

I. Кто такие тюрки

В настоящее время существуют следующие основные мировые системы права: романо-германская (принцип главенства закона), англо-саксонская или система общего права (прецедентное право), социалистическая (с господством публичного права над частным), и семья религиозно-традиционного права (мусульманское, иудейское). При этом следует понимать, что существуют также многие другие классификации систем и «семей» права, которые весьма условны.

Будучи одной из союзных республик Советского Союза, Казахская ССР, входила ранее в так называемую «социалистическую систему права СССР» /1/.

Сейчас система права Казахстана относится к романо-германской системе права (с верховенством закона) /2/. И не случайно, при подготовке одной из первых публикаций комплексного характера в Казахстане по основным аспектам корпоративного права и акционерного законодательства, ее автор ставил задачу выявления тех образцов корпоративно-правовых норм, которые уже апробированы в деловом обороте, доказаны в качестве эффективных средств регулирования длительным применением на практике, созданыи откорректированы с учетом континентальной правовой традиции (юрисдикций, основанных на романской и германской правовых системах) и потребностей современного этапа экономического развития /3/.

В то же время, претерпев за годы независимости множество изменений, систему права в стране, наряду с системами права большинства стран СНГ, условно можно отнести к «евразийской» группе права.

При изучении истории права тюркских народов, было принято кивать на существование только лишь обычного права у тюрков (якобы по причине их безграмотности и отсталости), отрицая наличие не то чтобы кодифицированного права, но зачастую и письменности вообще! Думается, пора, образно выражаясь, «открыть глаза и проснуться от правовой и можно даже сказать, «гражданской» спячки».

Итак, право, и еще и кодифицированное, у тюрков было, этого невозможно теперь уже отрицать.

Но прежде чем приступить к анализу документов, публикаций и т.д. по рассматриваемой теме было бы логичным вкратце сказать о том, кто же были такие тюрки, что у них было и т.д., не отталкиваясь от зашоренных и стереотипных взглядов. Здесь же, хотелось бы заметить, что автор крайне скептически относится и к искусственному возвеличиванию тюрков, и далек от мысли, что тюрки создали «Авесту», что многие народы Западной Европы - потомки гуннов, и что греки, хетты и византийцы тоже являлись прототюрками (похожего типа проявления, к сожалению, имеют место быть).

Справедливости ради следует отметить, что истина, как известно, посередине - существуют достаточно обоснованные мнения о связи тюркских языков с языком индейцев Америки /4/, древних шумеров /5/, этрусков /6/, родстве с японцами (самураями) /7/. И они же создавали мощнейшие империи в Китае, Индии, Египте, Восточной Европе, Средней Европе, Сирии, Ираке /8/.

…Тюрки, проживая в разных климатических условиях, в разных географических уголках мира, создавали великие империи, где сплетались и кочевые цивилизации, и городские оазисы, одними из первых пришли к единобожию (вера в Великого Тенгри). Вместе с тем, отличаясь веротерпимостью и уважением к обычаям других. И сегодня тюрки (одна из уникальностей) целыми народами исповедуют как религию предков (многие народы Сибири и некоторые «проснувшиеся» тюрки Центральной Азии), так и ислам (народы Центральной и Малой Азии), христианство (например, гагаузы, чуваши, так называемые татары-крящени) и иудаизм (караимы, крымчаки) /9/.

Помимо славы кочевых воинов империя тюрков была известна как страна городов (Гардарика) - ведь нельзя забывать, что география проживания тюрков была разнообразна (и сегодня целые народы тюркского происхождения живут как в Азии и Европе, так и в Африке), информация по ним (городам) имеется во многих серьезных документах, в том числе таких авторов, как В.В. Бартольд /10/, Г. Рубрук /11/, К.Байпаков /12/.

Были известны еще в античные времена «сакские бани», сам Геродот, писал: «Они (скифы) довольно часто устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Они скрепляли вместе несколько жердей, покрывали их войлоком, а внутрь этого шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы бросали конопляное семя, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри шалаша, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух». Геродот восторженно отмечает: «Никакая эллинская баня не сравнится со скифской баней. Скифы наслаждаются ею» /13/. Раскопки древних бань (причем не только походных в виде скифских шатров, а «стационарных» в виде зданий-комплексов в городах - более поздних периодов), подтверждают, что Геродот не ошибался /14/.

При этом создали письменность, которая была у них раньше, чем у большинства нынешних великих, и так себя позиционируемых империй: появление (или уже наличие) рунической письменности тюрков, датировано V веком до нашей эры /15/.

Тюркские племена Центральной Азии, входившие в состав тюркских каганатов, в VI-XII веках нашей эры широко пользовались собственным письмом.

Как считается, первоначально официальным письмом Тюркского каганата являлся согдийский алфавит, на основе которого в первой половине VII века зародился уже общий древнетюркский алфавит.

Расцвет древнетюркского рунического письма приходится на VII - первую половину IX веков, на Енисее, Алтае и северо-востоке Центральной Азии руника имела широкое применение до X-XI веков.

Среди наиболее древних и известных памятников древнетюркской письменности следует назвать каменные стелы-памятники, сооруженные в честь Бильге-кагана, Куль-тегина, Тоньюкука и найденные на берегу рек Орхон /16/, Толь и Селенга.

Громадное количество слов тюркского происхождения вошло в речь многих славянских языков, причем не только бытового характера (сундук, чемодан, баня, ковер, карандаш, очаг и т.д.), но и в финансовых областях (деньги /17/, копейка /18/, казна /19/, казначей и т.д.), в области экономики (товар /20/, таможня, кабала, сумма, чекан, ярлык и т.д.), военного дела (тюрьма, облава /21/, атаман, караул, улан, клич «ура» и т.д.), список можно продолжать. Еще в 1976 году вышла книга Е.Н. Шиповой, которая насчитывала 2000 русских слов тюркского происхождения /22/, и, безусловно, в наше время этот перечень можно увеличить, учитывая более благоприятное время для рассмотрения вопросов заимствования.

Многие великие и известные люди Европы имеют тюркское происхождение, по этому вопросу написаны книги авторитетных авторов /23/.

И было бы наивно предполагать (что, к сожалению и происходило многие годы), что имея такое развитие экономических, культурных, внешнеполитических отношений, собственную письменность, тюрки не имели бы кодифицированных законов, кодексов и т.д.

Безусловно, часть таких книг была утеряна, как, например, сгорела от рук монголов всемирно известная Отрарская библиотека, считавшаяся второй в мире (по объему) после знаменитой Александрийской! Хотя по легенде о поэте Хисамуддине (реальном лице, хранителе книг и авторе поэмы «Хакая»), книги были перенесены в тайную пещеру, и был отмечен случай, когда собака одного из пастухов, прыгнув в одну нору за барсуком вблизи сопки Кок-Мардан, вернулась в зубах с арабской книгой в старинном и порыхлевшем от времени переплете…

К сожалению, ни экспедиция 1903 года А. Черкасова, ни новые экспедиции так и не смогли обнаружить ту самую легендарную пещеру /24/.

Часть, вероятно, сгорела от рук религиозных фанатиков, как книги Александрийской и Карфагенской библиотек, библиотек Хивы, Бухары и Самарканда, похищена или передана в другие страны (как, например, поистине великие произведения искусства древности из драгоценных металлов и просто памятников письменности, вывезенные в XIX-XX веках, и находящиеся в различных музеях и библиотеках стран ближнего и дальнего зарубежья). Например, знаменитый «камень Тамерлана»обнаружен в 1930 г. в Карасакпайском руднике, и сейчас находится в Эрмитаже /25/, богатая коллекция драгоценностей находится в Британском музее в Лондоне /26/. Или «DiuanyHikmet» (Слова назидания) Ходжы Ахмета Яссави, одна рукопись которого оказалась в Египте, а вторая - во Франции (см. текст ниже).

Однако значительная часть просто не была изучена, и, как говорил знаменитый тюрколог современности А. Гаркавец: «У нас отныне есть такая база, которую невозможно отрицать, наша история никуда не делась - ее надо просто сесть и прочитать» /27/. Очевидно, многие люди жили (и живут) в плену стереотипов о низком развитии тюркской цивилизации.

Не стоит, конечно, забывать, что над многими довлел «дамоклов меч» быть обвиненным в пантюркизме (известны судьбы М. Чокая, С. Максуди, вынужденных эмигрировать в Европу и расстрелянных членов партии «Алаш»).

А ныне, вместо того чтобы заниматься научным, адекватным и правдивым анализом, чтобы предложить современности лучшее, что было раньше (тюркскую юридическую, экономическую и не только, терминологию, например), часть выдумывает мифических батыров, часть прославляет локальные победы над джунгарами, часть - выдвигает фантасмагорические идеи, находясь в плену мракобесия и безграмотности (религиозной и культурной).

Объективными факторами, по причине которых некоторое время культурная и экономическая жизнь на территории основного расселения тюрков пришла в упадок, конечно, являлись, и нашествие монголов, повлекшее распад каганатов, бегство и переселение тысяч тюрков в Европу, в Малую Азию и т.д., а также приход ислама и уничтожение всего, было раньше.

Как говорил великий поэт и общественный деятель О. Сулейменов: «Памятники письма в Монголии и на Алтае сохранились только потому, что туда не дошел ислам. Он уничтожал на своем пути все следы предшествующих культур, как, впрочем, и христианство, которое на территориях западнее Уральских гор и Сибири свело на «нет» кипчако-булгарскую письменность» /28/.

И вот настало время для начала полномасштабного изучения тюркского права…

 

II. Основы тюркского права

С исторической точки зрения, в истории каждого народа выделяются периоды обычного права, состоящего из неписаных правил, обычаев и традиций, а также периода писаных законов.

В настоящее время принято считать, что вплоть до XX века у тюрков существовало обычное право (адат), а единственным кодифицированным документом (но не писанным), например, у казахов, являлось Zhety-Zhargy (Семь уложений) Тауке-хана, и также в нормы обычного права были вплетены и отдельные нормы шариата под влиянием духовенства.

Безусловно, на начальном этапе зарождения правовой базы, обычное право является важнейшим звеном, ступенью, поскольку, минуя этот период, невозможно было бы развитие кодифицированного права /29/.

Однако, как ни прискорбно это говорить, никто упорно не хотел даже допускать мысли об этом.

И выглядит очень важным и своевременным, что упоминаемый выше тюрколог А. Гаркавец, которого можно сравнить с отцом современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном, но только в области тюркологии вообще, и изучении письменности тюрков, сказал буквально следующее: «Отныне ни у кого не повернется язык сказать, что у потомков кыпчаков - бедная история. Письменному наследию, которое досталось им от предков, может позавидовать не один народ на обширных пространствах Евразии. Я не говорю, что надо сравнивать, у кого памятников больше или меньше. Наследие есть у всех. Но, в отличие от других, мы до последнего времени не знали, что оно у нас есть» /30/.

Итак, первым периодом (неизбежным) исторического развития права, является период существования обычного права, источниками которого являются: 1) язык, 2) фольклор (сказания, легенды, пословицы и поговорки), 3) народные обычаи и традиции, имеющие отношение к праву, 4) эпитафии, 5) правовые документы, 6) произведения художественной, исторической и научной литературы.

Вторым периодом является период писаного права, источниками которого являются: 1) писаные законы и своды законов (кодексы), 2) исторические труды, 3) литературные произведения, 4) научные труды, относящиеся к праву, 5) юридические документы, 6) произведения иностранных авторов /31/.

Если исходить из стереотипов и предубеждений, то у тюрков не существовало ничего из второго периода, и существовала часть - из первого периода.

Поскольку наличие у тюрков языка, традиций (у обывателей), и с трудом - эпитафий (у ученых), еще допускалось, то существование писаных документов, произведений литературы, истории, а тем более - кодексов, категорически отвергалось.

Поскольку настоящая статья является лишь квинтэссенцией множества, а на подробное описание частей множества не имеет смысла останавливаться в формате статьи, было бы уместным лишь вкратце остановиться на источниках из каждого периода.

Первый период

Язык. При помощи слов, используя богатство языка, выражается вся суть права.

Бесспорно, тюрки говорили и писали на разных языках, в разное время: использовали арамейское письмо, арабское, латинское и т.д., однако с древних времен и до нынешних, тюркский язык очень мало изменился, и хорошо знающий родной диалект какого-то тюркского языка, может понять и прочитать любые древние памятники письменности, начиная от орхоно-енисейских и «KutadguBilik», заканчивая «CodexCumanicus» и «Судебником» М. Гоша.

Что касается казахского языка, то он является одним из диалектов кыпчакского, на котором (прародителе значительной части тюркских языков) - 700 лет назад говорили все, от Алтая до Дуная. Говорили на нем и в Египте, где также одно время доминировали кыпчаки /32/. Не случайно, в виду использования этого языка многими народами, и, учитывая усиление торговых отношений между европейскими странами и странами, где государственным был тюркский язык, монахи из Европы создали памятник кыпчакской письменности XII века, знаменитый словарь «CodexCumanicus» (кодекс куманов) /33/.

Фольклор. Фольклор является отражателем древних представлений народа о прошлом, настоящем и будущем.

Известны множество эпосов, легенд, пословиц и поговорок, отражающие периода борьбы с врагами (Кобланды батыр, Алпамыш батыр, Атилла), воззрения тюрков на религию и мнение о служителях культа (moldanynaitkanyniste, zhasaganynisteme - делай то, что говорит мулла, но не делай то, что делает мулла).

«CodexCumanicus» также содержит пословицы и поговорки, названий пищи-пития, животных, растений и т.д.

Обычаи и традиции

Правовые обычаи, не всегда исчезают и уступают место писаным законам, вспомним так называемые «обычаи делового оборота», зафиксированные в Гражданском кодексе Республики Казахстан, например, или известное прецедентное право. То есть обычаи все еще являются важнейшим источником права.

Эпитафии

Тюрки, как никто другой, имеют множество эпитафий (которые встречаются во многих местах их проживания (орхоно-енисейские, минусинского периода и другие). Символично, что первым словом из эпитафий, которое разгадали ученые, было слово «Tengri» (тюркский бог), как назидание из прошлого, корящее потомков за забытое и великое прошлое своих предков…

И великолепно, что тюрки из Малой Азии (турки-османы), в эпоху развития современной Турции (и вправду великКемальАтатюрк), немало слов использовали из орхоно-енисейских памятников, взамен заимствований из арабских и персидских слов (вот вам послание предков).

И следует признать, что во многом, нынешний турецкий язык, а не казахский или другой язык народа, оставшегося на своей земле (с обилием арабских и персидских заимствований, о которых обывателю и неизвестно), больше похож на язык предков, хотя имеет немало заимствований из других, западных языков (большей части, современных слов).

Что говорить, если даже название дней недели, казахи говорят по-персидски (как и народы Центральной Азии), а, например, караимы, которых всего-то несколько тысяч человек по всему миру, и не имеющие своего государства - используют названия дней недели по-тюркски /43/.

Правовые документы

Документы старых времен также являются важнейшими источниками права, а то, что они были известны ранее, но не изучались и не афишировались - это вопрос к гражданской трусости. Например, в труде Махмуда Кашгари «Divanlugatat-tyrk», датируемогоXI веком, описывается, что «имеки с реки Иртыш заключают письменный договор». А ведь имеки (кимаки), создали государство еще до возникновения кыпчакской империи, соответственно - письменные документы, по крайней мере, в начале средних веков уже использовались на северо-востоке современного Казахстана.

Безусловно, наличие правовых договоров было возможным в большом количестве (далее, будет проведен их анализ), благодаря книгопечатанию, а оно - книгопечатание ксилографическим способом, по мнению некоторых ученых, впервые в мире было у тюрков уже в середине VII века /35/.

Исторические, литературные и научные сочинения

Уникальность, талант, знание языков достаточно красноречиво подтверждается тем фактом, что тюрки создавали сочинения на основе 15 азбук /36/.

Известны такие сочинения, как «KutadguBilik» Ю. Баласагуни, «Divanlugatat-tyrk»» Махмуда Кашгари, народные эпосы «Koblandybatyr», «Alpamyshbatyr», «Manas», «Korkyt» и т.д. - продолжать нет смысла, ибо это кладезь литературы, в котором великое множество исторических и иных сочинений, включая труды Второго Учителя, или Учителя Востока - Фараби по философии, этике, лингвистике, музыке, физике, астрономии и т.д.

Масса сочинений по теософии, дидактике, истории религии и церкви, космологии, астрологии, селекции, химии, медицине и т.д., сохранились в европейских документах, написанных на кыпчакском языке /37/.

Второй период

Вторым периодом является период писаного права, источниками которого являются: 1) писаные законы и своды законов (кодексы), 2) исторические труды, 3) литературные произведения, 4) научные труды, относящиеся к праву, 5) юридические документы, 6) произведения иностранных авторов.

Писаные законы и своды законов (кодексы)

Одним из известных сводов законов средневековых тюрков, является знаменитая «Yassa» Чингисхана.

То, что он является документом, преимущественно относимым к тюркам, а не к монголам, не подлежит сомнению.

Чингисхан, и его войско, после захвата земель тюрков и иных народов Евразии, фактически перестало ассоциироваться с монголами: стали они называться в истории под монголо-татарами, что, является крайним заблуждением, поскольку собственно татары были практически полностью истреблены еще в начале XIII века /38/. Другой вопрос, что этот этноним впоследствии укоренился в европейской истории и дал название народам (татары Крыма, казанские татары, татары-кряшени, мишары, сибирские татары и т.д.).

Кроме того, после захвата Дешт-и-Кипчака, произошло мощное ассимилирование собственно монголов, и не случайно знаменитый арабский автор XIV века Эль-Омари писал: «В древности это государство (Золотая орда) была страной кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смещались и породнились с ними (кипчаками) и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов), и все они стали точно кипчаками, как будто они одного с (ними) рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их (кипчаков)».

Простым примером того (но, не самым важным, конечно), что тюрки были важнейшим национальным компонентом Золотой орды, является язык, а языком народов Золотой орды, являлся тюркский (кыпчакский). Личный секретарь султана Бийбарса Ибн Абеззахр пишет, что 4 сентября 1264 года послы Египта были приняты ханом Золотой Орды Берке: «Письмо султана (Египетского) было написано по-тюркски. Они (татары) обрадовались этому» /39/.