ОНС: никому не нужный орган или глас народа?

добавлен 06 января 2012 16:39
просмотров 1953

 

 

Общественные наблюдательные советы -  это абсолютно новый институт гражданского контроля для нашей страны, который при нашей политической обстановке, особенно в преддверии выборов является неустойчивым. Да, и чего лукавить, многие ставят под сомнения существование таких советов при министерствах и ведомствах. И все же: наблюдательные советы - это придаток к государственному органу или эффективный инструмент повышения их прозрачности? 
 

Неустойчивость

Общественный Наблюдательный совет при Государственной налоговой службе существует уже почти год. В настоящее время члены Совета принимают активное участие в разработке Стратегии среднесрочного развития Государственной налоговой службы на 2012-2014 годы. Процесс начался с того, что в самом начале года на одном из первых заседаний ОНС был заслушан вопрос о Стратегии развития налоговой службы. На заседании был представлен весьма формальный и устаревший документ, который не соответствовал требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время работа практически закончена, идет доработка проекта. По словам Татьяны Ким, председателя Общественного наблюдательного совета при Государственной налоговой службе, «в качестве приоритетов деятельности ГНС на ближайшие годы названо наряду с обеспечением полноты сбора налогов через внедрение современных инструментов управления - повышение уровня доверия общественности к налоговой службе». Кроме того, члены ОНС при ГНС принимают участие в работе по оптимизации государственных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Идет внедрение пилотного проекта по улучшению налогового администрирования на ТРК «Орто-Сай», комиссии по тендерным закупкам по проекту АБР по модернизации ГНС.


Работа идет, и тут участие членов совета помогает наладить взаимодействие простого налогоплательщика с налоговой службой, понять чего ждет налогоплательщик. «Я думаю, что такая форма работы является наиболее конструктивной: гораздо лучше, если интересы налогоплательщика будут учтены при разработке механизмов администрирования, чем когда они уже легли в основу нормативных документов или программного обеспечения. Тогда остается только критиковать, а исправить уже сделанное намного труднее»,- считает Татьяна Ким.

В идеальном варианте наблюдательные советы должны служить, как институты прозрачности, а не как придаток госоргана. «Мы проводим мониторинг деятельности налоговой службы, во всех ее сферах начиная от законодательных инициатив, внутренней кадровой политики, следим за тем, как тратятся бюджетные средства и другие грантовые средства. Также даем рекомендации, как упростить и улучшить работу налоговой, в части администрирования»,- рассказал Улук Кадырбаев, исполнительный директор палаты налоговых консультантов, член ОНС при ГНС.

Новые гражданские объединения, каковыми являются общественные наблюдательные советы при министерствах и ведомствах, безусловно, привлекают внимание: желание мониторить деятельность госчиновников и влиять на их решения посредством рекомендации – пожалуй, весомый аргумент, что бы попасть туда. По указу президента Наблюдательные советы были созданы не только для того что бы мониторить, но и для того что бы представлять интересы населения. Любой указ можно отменить в любую минуту, особенно в преддверии президентских выборов. «Если другой президент не захочет иметь такой институт, то он может отменить его, поэтому Общественные наблюдательные советы неустойчивы»,- считает Рита Карасартова, директор Института общественного анализа, член ОНС при ГНС. В этом аспекте должна быть укреплена институционализация, как минимум написан закон, который примет нынешний состав парламента. Это, конечно, позволит сделать эту структуру более устойчивой. «Неустойчивость ОНС мешает наладить должным образом работу. Зачастую госструктуры делают вид, что сотрудничают с институтом и как бы следуют нашим рекомендациям. Проблемно получить материалы, которые мы у них запрашиваем. Это ведет как раз таки к тому, что теряется надежда, возникают сомнения, сможем ли мы создать такой институт или нет», - считает Рита Карасартова. 
 

Усомниться - значит утратить силу

Ожидания, которые ставились в начале пути оправдались, не совсем. Работу начинали с энтузиазмом, но потом многие поняли, что у них просто не хватает времени на то, чтобы уделять работе ОНС достаточное внимание и время. А без этого серьезные задачи ставить и решать нельзя. «Далеко не все, что хотелось бы в идеале, удастся выполнить с достаточной глубиной. Кроме того, какая-то часть членов ОНС, как мне кажется, поняла, что членство в ОНС – это просто дополнительная нагрузка, не дающая никаких привилегий, также несколько поостыла и, записавшись в рабочие группы, фактически в работе не участвует», считает Татьяна Ким. Наверное, это нормальный процесс при становлении нового института. Возможно, второй набор состава советов будет более осознанным, и туда пойдут только те, кто действительно готовы к такой работе.

Нехватка времени не только существует повсеместно и во всех институтах гражданского контроля. У многих членов ОНС нет до сих пор простого понимания, зачем они пришли. Не все готовы и не все знают, как работать с таким институтом, но уже ведутся тренинги для членов на различные темы, которые повышают знания в работе советов. Улук Кадырбаев не исключает, что некоторые идут ради «ярмарки тщеславия», так сказать, для авторитета. «Если таких людей в советах будет много, то защищать интересы общества будет тяжело, и можно будет ставить под сомнение существование Наблюдательного совета», - считает он.

И еще один момент, который ставит под сомнение нужность таких советов. Зачастую председатель Наблюдательного совета избирается с подачи самого госоргана либо является бывшим чиновником. Насколько председатель ОНС нейтрален и может соблюдать интересы общественности в таком случае? Казалось бы, для того, чтобы председатель был нейтральным, можно оперировать такими избитыми фразами как: он должен быть обеспеченным, не нуждающимся в наживе, независимым от кого-либо, честным, исконно народным и так далее. Сейчас же в современном обществе это утопия. Директор института общественного анализа Рита Карасартова считает, «что в председатели пришли бывшие чиновники или же люди, очень лояльно относящиеся к власти или самому органу. За счет этого во многих ОНС бытует мнение, что идет сращивание председателей с госорганом и за счет этого надлежащего мониторинга не происходит». Как говорил О.Бальзак, усомниться - значит утратить силу.

В скором времени будут запущены и реализованы большие проекты, которые позволят повысить уровень экономики нашей страны. Начаты они будут с торгово-рыночных комплексов. «Идут подготовительные работы по работе с секторами грузоперевозок и таксистов. Надо бы эту работу активизировать и распространять как можно шире», - поделилась председатель ОНС при ГНС. Если смотреть на опыт других стран, то там институты гражданского контроля создавались под проблему, а не тотально. У нас же, по мнению общественности, получается, что советы хотят мониторить все на свете. Сами же члены ОНС говорят о том, что работу все же лучше вести тотально, а не по какой-то отдельной проблеме. 
 

Такой институт нужен, как не крути

Инициативу создания Общественных наблюдательных советов при министерствах и ведомствах руководители встретили неоднозначно. Кто–то считает, что такой институт гражданского контроля нужен, кто–то наоборот. Многие руководители не понимают ОНС, для них он чужд и не до конца осознают его роли, и даже считают новым контролирующим органом. «Там, где советы дружат с руководством, все складывается вполне не плохо, а те советы, которые начали задавать неудобные вопросы и вклиниваться в процесс работы, там возникли прения и непонимание со стороны руководства» - поделилась директор Института общественного анализа.

Стоит отметить, что совет имеет право поднимать вопросы и указывать на проблемы. «Мы не заменяем работу этих ведомств, мы указываем на недостатки и недопущения или на проблемные места механизма их работы. Мы так же являемся органом, в котором консультируются при инициировании новых нормативно правовых актов»- рассказал Улук Кадырбаев.


«Мы за то, что бы работать с ОНС. Например при осуществлении тендеров на закупку члены Cовета у нас участвуют в комиссии, т.е. в этом отношении я как ответственный за государственные закупки спокоен. Общество здесь как бы надзирает. Присутствие наблюдательных советов при тендерах дает открытость, прозрачность, искоренения коррупционных проявлений»,- считает Токтоналиев Асан, статс-секретарь Государственной налоговой службы КР.

Нужно отметить, что Наблюдательные советы носят лишь рекомендательный характер, поэтому дело самих руководителей, прислушиваться к членам совета или нет. Поэтому не стоит ожидать от такого института гражданского контроля больших результатов и эффективности.

На настоящий момент проведено уже 12 заседаний ОНС при Государственной налоговой службе, из них 2 открытых и одно совместное с ОНС при экономических ведомствах и Национальным альянсом бизнес-ассоциаций. По словам членов совета с руководством налоговой службы существенных проблем нет, есть и понимание и содействие. Многие члены ОНС от бизнес-сообщества давно и активно работали в предыдущие годы с представителями Налоговой службы по разным вопросам. По доступу информации оно достаточно открытое, но все же бывают некие трудности. «Начинают сразу ссылаться на коммерческую, государственную тайну. Не желание давать и открывать информацию, это проблема с которой сталкиваются абсолютно все Наблюдательные советы»,- считает Улук Кадырбаев.

Минусов в работе наблюдательных советов достаточно. Это и невозможность работающих членов ОНС уделять достаточное внимание его работе, формальный и излишне активный контроль со стороны госкадровой службы и Аппарата Президента. «Например, в течение июня-июля была многократно запрошена одна и та же информация о деятельности ОНС. Но эту информацию надо еще и кому-то готовить. Лично для меня работа в ОНС – большая нагрузка, далеко не соответствующая отдаче от нее. Нет источников финансирования элементарных затрат: подачи объявлений в СМИ для информирования граждан», - посетовала Татьяна Ким.

Польза для налогоплательщика есть от такого совета, но поступит она не сразу и опосредованно. «Например, после рассмотрения вопроса о ходе реализации проекта АБР, была дана рекомендация ГНС и Отделу реализации проектов изменить концепцию использования посредника при сдаче налоговой отчетности в электронном виде, то есть за оплату. И обеспечить возможность бесплатной сдачи электронной отчетности. Наша рекомендация была принята, будем отслеживать реализацию. При рассмотрении вопроса о подготовке к всеобщему декларированию были выявлены слабые места и нерешенные вопросы», - поделилась Татьяна Ким.

Указ президента был своевременен, площадка уже создана, залит фундамент института гражданского контроля и назад пути нет. Очень многие, слыша слово Общественный Наблюдательный совет, хотят каких-то героических свершений, но без системных преобразований, без глубоких реформ мы не избавимся ни от коррупции, ни от низкого качества государственных услуг. Одно из основных направлений работы ОНС должен быть мониторинг и участие в построении такой системы. Но хватит ли сил? Если общество не ощутит положительных сдвигов, значить наблюдательный совет не справился со своей задачей и миссией. 
 

Справка

Стоит отметить, что есть веб-сайт www.ons.kg , где каждый желающий может отправить жалобу на имя руководителя того или иного ведомства. Конечно, все это делается не анонимно, надо будет необходимо заполнить специальную заявку прямо на сайте и отправить ее. Заявка будет рассмотрена.


газета «Салык INFO»