Наш опрос
 
Неэффективность государственного управления по внедрению Электронного Правительства.

Давлетбаев Жанабиль

Институт Общественного Анализа

В рамках Школы Публичной Политики

 

В настоящее время расширяется доступ населения к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет, повышается уровень компьютерной грамотности. По данным Кыргызтелекома Кыргызстан занимает 1 место в Средней Азии по проникновения интернета.[1]

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.

Электронное Правительство это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на граждан и бизнес-сектор, а также межведомственное электронное взаимодействие.

Последние годы обсуждается вопрос о том, что основным решением в борьбе с коррупцией является Электронное Правительство. Проводятся тематические круглые столы IT-форумы, где единомышленно говорят о высокой надобности внедрения ЭП.

Создание Электронного Правительства (ЭП) это одна из приоритетных задач правительства, так как отсутствие единой электронной  информационной базы данных усложняет элементарное координирование работы государственных органов, не говоря о том, какие сложности вызывает у населения доступ к информации при получении государственных услуг. Учитывая отдаленность, труднодоступность высокогорных районов, отсутствие автодорог создание Электронного Правительства решит достаточно большой объем проблем экономического, политического и  социального характера, позволит добиться кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в соответствии с потребностями и ожиданиями населения.

Актуальность внедрения ЭП связаны с такими аспектами как:

ž  Повышение эффективности и оперативности предоставление гос. услуг обществу и бизнесу: предоставление государственных услуг в электронной форме, оперативное предоставление информации нужной для населения, дистанционная оплата налогов и пошлин, дистанционное и оперативное открытие и дальнейшее ведение бизнеса.

ž  Обеспечение подотчетности (прозрачности). Подотчетность как и в государственной иерархии, так и перед обществом. Информационные системы (ИС) аккумулируют данные, которые могут быть интересны обществу, тем самым осуществляет прозрачность и снижает риск коррупции.

ž  Качество решений (эффективный менеджмент).

Любые решения основываются на информации. ИС собирают, обрабатывает, предоставляет громадные массивы данных за считанные секунды и причем качественно, без искажения. У ИС не бывают родственников, не стремятся к материальным благам. Не поражены бациллами общества. Будут делать ровно то, что в них запрограммировано.

ž  Сокращение финансовых расходов и содержания государственных органов, улучшает управление человеческими ресурсами.

Автоматизация ведет к сокращению в надобности человекочасов, что в свою очередь приводит к сокращению государственного аппарата, бюрократии, а это к сокращению финансовых расходов. При этом через ИС видно эффективность работы того или иного чиновника.

 

В Казахстане уже презентуют новые электронные госуслуги (е-регистрация, е-нотариат, е-лицензирование, е-тендеры и много других)[2], а, как гласит горькая реальность, в Кыргызстане нет, не только Электронного Правительства, но не сформированы отдельные его формы:

·         как полнофункциональное предоставление платных и бесплатных государственных услуг в электронной форме;

·         как единый межведомственный электронный документооборот;

·         как единая информационно-справочная база для учета граждан.

 

Около 10 лет назад велись разработки общей государственной информационной инфраструктуры и до сих пор они в том же положении.

 

На сегодняшний день существуют основные нижеперечисленные проблемные ситуации:

  1. Низкий уровень оперативности услуг, оказываемых населению и организациям.

-  многие из созданных интернет-сайтов органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях оказания ими услуг населению и организациям, в том числе предоставление гос. услуг в электронной форме.

-  отсутствие доступа к информации, приводит к ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах;

-  предоставление информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует непосредственного обращения населения и организаций в эти органы и формирования запросов и другой необходимой информации в бумажном виде, что также затрудняет взаимодействие граждан и организаций с этими органами;

  1. Низкий уровень оперативности подготовки управленческих решений.

-  сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования;

-  различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации;

-  Затрудненный внутриведомственный и межведомственный документооборот

Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество услуг, оказываемых государственными органами населению и организациям.

  1. Не рациональное использование финансовых средств по внедрению ЭП и не долговечность проектов.

Многие из государственных ведомств страны потратили миллионы выделенных грантовых средств на внедрение систем электронного документооборота[3]:

Проект

Краткое описание

Общая смета расходов

Источник финансирования

«Автоматизация налоговой службы Кыргызской Республики»

11.2007г. - 03.2012г

В рамках проекта осуществлялась модернизация и автоматизация налоговой службы Кыргызской Республики. Завершением проекта USAID-DFID по улучшению и совершенствованию KITIS

10 млн. $

2,5 млн. $

0.3 млн $

Азиатский Банк Развития

Софинан-ние ПКР

USAID

Проект по модернизации таможенной службы и развитию инфраструктуры

2005 – 2012 гг.

Развитие информационно-технической (ИТ) политики в сфере таможенного дела (автоматизация и компьютеризация таможенной службы Кыргызстана

5 млн $

1,25 млн.$

Азиатский Банк Развития

Софинан-ние ПКР

 

Пороговая программа «счет вызовов тысячелетия

Проекта по содействию судебной реформе, сроки: май 2008 по июнь 2010. Внедрение программного обеспечения ССИУ (Система судебной информации и управления)

15,9 млн. $

USAID

Проект «Правовая информатизация»

1999 - 2001 гг.

Тендер проводился на поставку компьютерного оборудования и разработку специализированного программного обеспечения

0.365 млн.$

Всемирный Банк по программе ФИНСАК TA

Региональный Проект «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии» CAREWEB, 2003 -2011

Внедрению автоматизированной и информационной системы в Госкомитете по водному хозяйству и мелиорации

0,71 млн $

Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству

Создание Центров управления в кризисных ситуациях 2006- 2011

Внедрению автоматизированной и информационной системы в МЧС КР

0,72 млн $

ПРООН, Всемирный банк,

Софинан-ние ПКР

Внедрение програмного обеспечения «Контр-про» в Министерство экономического регулирования 2008-11

Программа поддерживающая контроль проверок предпринимательства.

Электронная база данных. Разрабатывала фирма ITEG

-

Германское сообщество по Международному сотрудничеству (GIZ)

Проект «Улучшение управления водными ресурсами» 2008-11

Внедрению автоматизированной и информационной системы в Госкомитете по водному хозяйству и мелиорации

-

Всемирный Банк

Проект УНП ООН «Создание межведомственных правоохранительных мобильных оперативных групп

Закуп компьютерного оборудования для Государственной службы по контролю наркотиков КР

18000 $

Управление ООН по наркотикам и преступности

 

И это только не полный список проектов по развитию ИКТ в министерствах и ведомствах.

По результатам мониторинга работы автоматизированных систем государственных ведомств, большая часть проектов не были удачными из-за отсутствия концептуальной программы по дальнейшему развитию после окончания срока финансирования внешними донорами, а также из-за недоработанности важнейших системных вопросов по строительству Электронного правительства.

На примере эстонского опыта можно увидеть, что на внедрение полнофункционального Электронного Правительства за 15 лет было потрачено около 490 млн. евро.[4] Эстония к 2012 году занимает 24-е место по развитию информационно-коммуникационных технологий по рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ) для 142 стран. На 55-й строчке, стоит Казахстан, Россия поднялась с 77-го на 56-е место в рейтинге. Кыргызстан по развитию информационно-коммуникационных технологий занял 115-е место в мире, пропустив вперед Таджикистан.[5]

Основной проблемой является неэффективность государственного управления по внедрению Электронного Правительства, что связано с отсутствием на сегодня в Кыргызстане централизованного органа, который ведет координирующую работу по внедрению Электронного Правительства в Кыргызстане.

Как показала практика государств с функционирующим Электронным Правительством и по концепции ЭП зарубежных и отечественных специалистов, функционирование такого органа является обязательным для общей координации всего процесса. Например, в Эстонии это «Департамент государственной инфосистемы», в Казахстане - государственная компания "Национальные Информационные Системы", а в России таким оператором является "Ростелеком".

В Кыргызстане функциональные обязанности, предусмотренные ЭП, распределили по разным министерствам и ведомствам как Министерство транспорта и коммуникации, государственное предприятие «Инфоком» при Государственной Регистрационной Службе, Государственное учреждение «Инфо Система» при Министерстве финансов КР, Государственное Агентство Связи, Сектор внедрения электронного документооборота Аппарата Правительства КР. Последний  23 апреля 2012 года разыграл тендер на закупку системы межведомственного электронного документооборота и на своем заседании выбрал ОсОО IFS победителем для установки 500 лицензий в Аппарате правительства, министерствах и ведомствах стоимостью 5 млн. сомов. Тогда как рабочая группа, образованная распоряжением премьер-министра от 3 апреля 2012 года, трудиться над концепцией развития и модернизации проекта «Электронного Правительства Кыргызской Республики».[6] В это же время «Инфо Система» при Минфине презентует проект «Okmot.kg» в рамках программы «100 дней» Правительства КР, где уже сформирован внутренний документооборот. [7]

Отсутствие единой координации затрудняет внедрения ЭП  и приводит к массовой безответственности государственных структур по ее реализации.

 

В связи с этим опираясь на опыт соседних стран рекомендацией является: координацию следует возложить на один государственный орган, который кроме разработки структуры ЭП, будет координировать работу по реализации национального проекта по внедрению автоматизированной и информационной системы в каждом министерстве и ведомстве.

По структуре этот орган должен быть как отдельное юридическое лицо, которое:

-  является государственным органом при Правительстве КР, обеспечивающим согласованную и скоординированную работу государственных органов, взаимодействие с гражданским обществом, частным сектором, международными организациями по вопросам внедрения ЭП. возглавляет его генеральный директор, который имеет статус вице-премьер-министра Кыргызской Республики;

-  осуществляет координацию, взаимодействие и контроль деятельности министерств, административных ведомств, глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления и других государственных органов, их территориальных подразделений и подведомственных организаций по вопросам внедрения ЭП

-  координирует разработку концепций, стратегий, программ и проектов по внедрению ЭП, модернизации их инфраструктуры, после утверждения в установленном порядке, организует работу по их реализации;

-  Финансирует деятельность и содержание за счет средств собственного фонда, утвержденного Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики. Средства фонда формируются за счет средств республиканского бюджета, а также иных средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, в том числе средств, предоставляемых донорами, международными организациями, частным сектором, другими неправительственными организациями. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета и из других источников, предусмотренных на внедрение ЭП и нести в установленном порядке ответственность за эффективное и целевое использование этих средств;

Примером предполагаемого координирующего органа может послужить Государственная Дирекция по восстановлению Оша и Джалал-Абада, которая по своей структуре «…является государственным органом, обеспечивающим согласованную и скоординированную работу государственных органов и органов местного самоуправления, взаимодействие с гражданским обществом, частным сектором, международными организациями по вопросам восстановления городов Ош и Джалал-Абад…»[8].

 

 

Использованная литература и интернет ресурсы:

 

1)      ИКТ в Кыргызстане, Мамытов У., www.ict.kg

2)      «Архитектура построение  Электронного Правительства КР» Сыдыков И.

3)      Блог Руководителя Центра стратегических разработок Олега Швайковского, http://shvaikovsky.blogspot.com

4)      «Электронное правительство Эстонии: что можно использовать для РФ? Кейсы и выводы» Попова А., http://www.gosbook.ru/node/5198

5)      Официальный сайт Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад, http://doj.ktnet.kg/

6)      Официальный сайт Государственного Агентства Связи http://www.nas.kg/

7)      Концепция развития Налоговой службы Кыргызской Республики на 2007-2012 годы. http://gns.sti.gov.kg/consti.htm

8)      Результаты межОНСовсого проекта по мониторингу автоматизированных систем (декабрь 2011)

9)      Проект Концепции развития и модернизации проекта «Электронного Правительства Кыргызской Республики». www.gov.kg, официальный сайт правительства КР.

 


 

[1] Алдаяров  А. презентация «Развитие интернета в Кыргызстане»

[2] Мамытов У. «Microsoft, e-Kazakhstan и облачное хранение государственных данных» http://www.ict.kg/blog/cloud

[3] Данные взяты с официальных ответов на запросы межОНСовсого проекта по мониторингу автоматизированных систем (декабрь 2011)

[4] Олег Швайковский, Руководитель Центра стратегических разработок

http://shvaikovsky.blogspot.com/2011/11/blog-post.html

[6] http://www.gov.kg/?p=9160, Официальный сайт Правительства КР.

[7] http://mail.okmot.kg/zimbra/?zinitmode=http, Сервис электронной почты обмена сообщениями и документами

[8]положение о  Государственной дирекции по городам Ош и Джалал-Абад http://doj.ktnet.kg/index.phpoption=com_content&view=category&layout=blog&id=3&Itemid=38&lang=kg 

 

Система Orphus

 
 


Система Orphus

 

добавлен 19.07.2012
просмотров 357

всего отзывов: 1353

Уважаемые посетители
Общественной Приемной (ОП) Гражданского совета по контролю судебной системы!


В целях формирования правового общества и справедливого судопроизводства наша организация предоставляет юридическую консультацию, независимый мониторинг судебных процессов и проводит анализ правосудности судебных актов. Мы информируем Вас о том, что Общественная приемная является некоммерческой организацией и все услуги предоставляются нашей организацией на бесплатной основе.


Уважаемые единомышленники!!!


Для обеспечения прозрачности в деятельности ОП и снятия вопросов о возможности оказания поддержки нашего движения "Кыргызстан - территория справедливого правосудия" информируем о следующем: Если Вы хотите поддержать начатую Гражданским советом по контролю судебной системы инициативу восстановления справедливого правосудия, Вы можете это сделать, внеся благотворительный взнос на данный расчетный счет:

Филиал «Берекет»
ОАО «Дос-Кредобанк»
р./счет 1210820003001312
Бик:121008

Последние комментарии
на сайте koom.kg