Предложение по совершенствованию законодательства по вопросам привлечения к административной ответственности за распространение экстремистских материалов

добавлен 22 марта 2020 21:35
просмотров 1895

 

 

Обзор национального законодательства и нормативно-правовых актов зарубежных стран показал, что  существуют терминологические проблемы, связанные с недостатками в определении понятия преступления экстремистской направленности, экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских материалов, экстремистской символики. Это и приводит к разному толкованию и разной правоприменительной практике. В нашем случае мы рассматриваем, как регулируется изготовление, распространение экстремистских материалов в нашей стране и некоторых зарубежных странах.

Вступивший в законную силу с 1 января 2019 года Уголовный кодекс КР предусматривает уголовную ответственность по статье 315 "Изготовление, распространение экстремистских материалов". Данная статья была написана в новой редакции, где законодатель снова добавил в диспозицию статьи такой признак, как «с целью распространения». То есть если посмотреть в недалекое прошлое изначально до 2013 года данная статья 299-2 Уголовного кодекса КР в старой редакции выглядела следующим образом: «Приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов с целью распространения либо их изготовление и распространение, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций”. По данной статье сотрудникам правоохранительных органов было очень трудно доказать цель распространения и это статья как утверждали сотрудники была нерабочая.

3 августа 2013 года законом КР за № 180 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс КР»  были внесены изменения и дополнения. Так законодатель убрал из диспозиции статьи 229-2 УК КР такой признак, как «с целью распространения», то есть данная статья 299-2 Уголовного кодекса КР стала “Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций». Это и привело к тому, что к уголовной ответственности стали привлекаться лица, приобретавшие и хранившие у себя религиозную литературу, которая затем по заключению экспертов оказывалась экстремистской.  Законодатель, изменив данную норму в части 1 статьи 299-2 УК КР, признающей как преступление приобретение и хранение экстремистских материалов, не указал основное условие общественной опасности таких действий как цель распространения, и допустил тем самым криминализацию действий, не являющихся по своей сути преступными.

К уголовной ответственности граждане привлекаются за изготовление, распространение экстремистских материалов. Согласно ст.13 Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Кыргызской Республики запрещаются издание, хранение, перевозка и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки экстремизма.

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки экстремизма.

Информационные материалы признаются экстремистскими судом  с особенностями производства по отдельным категориям дел по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора, заявившего требования о признании материалов экстремистскими. Допускается временное ограничение доступа к информационным материалам судом в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, повторно осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Однако вышеуказанная норма практически не реализуется при привлечении граждан к уголовной ответственности за изготовление, распространение экстремистских материалов по ст. 315 УК КР. Так как в основу привлечения к уголовной ответственности ложится признание материалов экстремистскими в виде заключения экспертов. Если проанализировать те или иные изъятые материалы по уголовным делам для проведения экспертизы, то будет видно, что они не значатся в официальном списке экстремистских материалов, опубликованном на сайте Министерства юстиции КР. И даже после вынесения приговора такие материалы не признаются экстремистскими и не вносятся в запрещенный список. То есть по букве закона прежде чем привлечь гражданина по данной статье 315 УК КР, по мимо заключения эксперта о признании материалов экстремистскими нужно решение суда, что именно эти материалы являются экстремистскими.

Вывод в приговорах по статье 315 УК КР материалы признаются экстремистскими по заключению эксперта, а не по решению суда.

Между тем, законодательство государств ближнего зарубежья, таких как Казахстан, Россия, Беларусь устанавливает в основном административную ответственность за хранение экстремистских материалов. Например, в Республике Казахстан и России за хранение экстремистских материалов, не относящейся к СМИ, предусмотрена лишь административная ответственность. "Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов: «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства». Обратите внимание на то, что в РФ не просто распространение, а массовое распространение наказывается административным штрафом или заключением под стражу на 15 суток. В Республике Беларусь в Кодексе об административных правонарушениях, в ст. 17.11 установлена административная ответственность за "изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления".

В законе Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» прописано что "лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении, перевозке и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности". То есть законодатель в данном законе предусмотрел возможность привлечения гражданина к административной ответственности, но новые кодексы такой нормы за нарушение или проступок не содержат.

В рамках своего проекта мы разработали предложение по совершенствованию законодательства по вопросам привлечения к административной ответственности за распространение экстремистских материалов.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, в Кодекс Кыргызской Республики о проступках, в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях»

Статья 1.

Внести в Уголовный кодекс Кыргызской Республики следующие изменения:

часть 1 статьи 315 УК КР "Изготовление, распространение экстремистских материалов" изложить в следующей редакции:

Приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов либо их изготовление, а также использование символики или атрибутики экстремистских организаций с целью распространения, в том числе посредством сети Интернет лицом, ранее привлеченным за аналогичный проступок к ответственности,-

наказываются лишением свободы II категории с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

                Статья 2.

Дополнить Кодекс Кыргызской Республики о проступках статьей 176-1 следующего содержания:

«Статья 176-1. "Изготовление, распространение экстремистских материалов"

Приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов либо их изготовление, а также использование символики или атрибутики экстремистских организаций с целью распространения, в том числе посредством сети Интернет лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичные нарушения,-

влечет наказание в виде штрафа II категории с ограничением свободы II категории.

                Статья 3.

Дополнить Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях статьей 92-1 следующего содержания:

«Статья 92-1. "Нарушение законодательства  о противодействии экстремизму"

Приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов либо их изготовление, а также использование символики или атрибутики экстремистских организаций с целью распространения, в том числе посредством сети Интернет,- влечет для первого раза предупреждение, а в последующем наложение штрафа 7 категории.

Статья 4.

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Президент

Кыргызской Республики

 

«Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»