Совет по отбору судей КР: вопросы формирования часть II

добавлен 07 августа 2018 17:35
просмотров 2379

 

 

30 июля 2016 года в рамках проводимой в стране судебной реформы был принят Закон Кыргызской Республики от № 15 «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О Совете по отбору судей Кыргызской Республики". Основные нововведения в  части выдвижения и избрания членов СОС  коснулись лишь части статьи 5 Закона, предусматривающей, что гражданское общество (учебные, научные учреждения, общественные объединения и другие организации) вносит свои предложения в письменном виде не во фракцию, как это было ранее, а в парламентское большинство  и парламентскую оппозицию Жогорку Кенеша. Цель законодательных изменений -  прекращение практики распределения вакансий в списке представителей гражданского общества в СОС между парламентскими партиями (фракциями).

Законом Кыргызской Республики от 28 июля 2017 года № 149 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона Кыргызской Республики "О Дисциплинарной комиссии при Совете судей Кыргызской Республики" был изменен численный состав Совета по отбору судей. Согласно части 1 статьи 4 СОС состоит из 9 членов, вместо 24 членов. Парламентское большинство и парламентская оппозиция отбирают по 3 кандидата из числа предложенных с учетом требований, предъявляемых к членам Совета. Следует заметить, что прежняя численность СОС в количестве 24 членов призвана была обеспечивать широко епредставительство гражданского общества в данном органе, нынешний сокращенный состав создает коррупционные риски и благоприятные условия для неправомерного влияния на процесс отбора судей.

21 декабря 2017 года на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики были утверждены кандидатуры, представленные в третий состав Совета по отбору судей. Однако, в результате размытости и неопределенности норм статьи 5 Закона «О Совете по отбору судей» и части 5 статьи 124 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», регламентирующих процедуры формирования СОС, выдвижение и избрание кандитатур в третий состав СОС ничем не отличалась от предыдущих. Об этом свидетельствуют официальные документы ЖК. Так, по официальной информации, размещенной на сайте парламента 27 октября 2017 фракция «Кыргызстан» Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на заседании 27 октября рассмотрела вопрос о кандидатах в Совет по отбору судей Кыргызской Республики. Во фракцию поступили документы от двух кандидатов: Каната Тургунбекова и Аликбека Арзиева. В ходе обсуждения К. Тургунбеков отказался от должности в пользу А. Арзиева. В итоге фракция «Кыргызстан» одобрила кандидатуру Аликбека Арзиева в Совет по отбору судей.[1] В этот же день парламентская фракция «Онугуу-Прогресс» рассмотрела вопрос представления кандидатур в Совет по отбору судей. Лидер фракции Бакыт Торобаев обозначил, что «Онугуу-Прогресс» может представить только одного кандидата в Совет по отбору судей, поскольку, парламентская оппозиция имеет право выдвинуть трех кандидатов.  Парламентская фракция «Онугуу-Прогресс» рассмотрела  кандидатуры Акылбека Абдыкадырова, Гүлжан Кошоковой, Алайбека Кожомкулова, Болотбека Сатыбалдиева, Айдай Токомбаевой. По итогам обсуждения, фракция «Онугуу-Прогресс» приняла решение представить в Совет по отбору судей кандидатуру Алайбека Кожомкулова. Аналогичные выдвижения произошли и в других парламентских фракциях. Тем самым, несмотря на изменения, внесенные в законодательство, в  выдвижении кандидатур в третий состав СОС ключевую роль как и прежде играли фракции и это не могло не отразиться на его качественном составе. Ряд членов СОС имеют явную партийную принадлежность. Так, Айбек Монолов, представленный парламентским большинством состоит в политсовете политической партии «Бир бол». Алтынбек Кубатбеков официально состоял в списке кандидатов от партии «Республика – Ата Журт».

Несовершенство процедур выдвижения претендентов в члены Совет по отбору судей, политическая ангажированность процесса избрания, размытость и отсутствие четких правовых дефиниций понятия  «гражданское общество» не позволили гражданским активистам и представителям НПО, принимающих деятельное участие в судебной реформе выдвинуть свои кандидатуры и быть избранными в Совет по отбору судей. Следовательно, цель законодательных изменений, исключающих партийное влияние на формирование Совета по отбору судей не достигнута. Следовательно, требуется дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере. Прежде всего необходимо регламентировать процедуру выдвижения представителей гражданского общества, которые должны представляться в парламент на основе широкого общественного обсуждения кандидатур (в социальных сетях, через интернет-опросы и т.п.), путем избрания на публичных площадках (форумы, конференции и т.д.), а не самовыдвижением. Кандидаты должны соответствовать критериям принадлежности к гражданскому обществу в его узком понимании как горизонтально структурированной совокупности независимых общественных организаций и ассоциаций, дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов, в нашем аспекте, именно в сфере реализации целей и задач, связанных с реформами судебной системы. Кроме того, необходимо усиление инструментов гражданского участия и контроля (мониторинга) над процедурами отбора в Жогорку Кенеше, исключительная прозрачность, гласность, широкое освещение процедур выдвижения, обсуждения, избрания и утверждения членов Совета по отбору судей.

Законодательные нововведения коснулись также критериев, которым  должны соответствовать будущие члены СОС. Согласно статьи 6 Закона, лица, рекомендуемые в состав Совета, должны: быть гражданами Кыргызской Республики; не иметь гражданства иностранного государства; не состоять в какой-либо партии; обладать безупречной репутацией, пользоваться уважением в обществе; не иметь судимости, в том числе снятой или погашенной.

Членом Совета от гражданского общества может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, и не состоящее на государственной или муниципальной службе.

Члены Совета не вправе участвовать в суде в качестве представителей сторон и адвоката.

Членом Совета, выдвигаемым Советом судей, может быть судья, имеющий стаж судейской работы не менее пяти лет. Не могут быть членами Совета председатели и заместители председателей Верховного суда, Конституционной палаты и местных судов, а также судьи, входящие в состав Совета судей. Членом Совета не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления либо в отношении которого уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, а также лица, ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением; уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности"; недееспособные или ограниченно дееспособные; в отношении которых производство уголовных дел было прекращено или приостановлено по не реабилитирующим основаниям; работающие в органах управления организаций, где доля государства или органа местного самоуправления составляет пятьдесят и более процентов; состоящие на службе в правоохранительных органах или органах прокуратуры, а также находящиеся в их распоряжении кадров; состоящие в зарегистрированном списке кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша. Тем самым по замыслу законодателя, члены Совета по отбору судей должны отвечать требованиям, не ниже тех, которые предъявляются в претендентам в судьи, а возможно быть еще   более высокими.

Новое требование о наличии высшего юридического образования и стажа работы является правильным и необходимым. Несомненно, что лица, оценивающие претендентов в судьи, должны обладать по сравнению с ними не менее высокой квалификацией в области права. В предыдущих составах Совета по отбору судей не все члены имели юридическое образование и необходимую квалификацию в правовых вопросах, что существенно отражалось в оценке профессионализма и компетентности претендентов. Вместе с тем, наличие юридического образования и определенного стажа работы не всегда свидетельствуют о  высокой компетентности претендента в Совет по отбору судей. Закон требует, чтобы рекомендуемые лица были с безупречной репутацией и пользовались уважением в обществе. Следовательно, субъекты, выдвигающие и избирающие членов Совета по отбору судей должны обращать свое внимание не только на формальные требования, но и заслуги претендующих лиц, как в профессиональной, так и в общественной сфере.  Членами Совета по отбору судей должны становиться известные обществу юристы, гражданские активисты, ученые. От качественного состава СОС  зависит не только его собственный авторитет, но и качество отобранных судей, и следовательно качество отправления правосудия.

Таким образом, анализ законодательных изменений, связанных с численностью и процедурой выдвижения и избрания Совета по отбору судей и практика их реализации показывает, что несмотря на положительные нововведения, в третьем составе Совета по отбору судей нет подлинных представителей гражданского общества. Процедура отбора членов Совета по отбору судей из числа представителей гражданского общества недостаточно прозрачна и парламентские структуры (фракции, парламентское большинство и меньшинство) не обеспечили широкую информированность общества  о начале приема письменных предложений для выдвижения кандидатов в члены Совета по отбору судей. Закон КР «О Регламенте ЖК» не содержит норм, определяющих основные правила  и процедуры избрания парламентским большинством и оппозицией членов Совета по отбору судей, как и прежде основным субъектом выдвижения являются партийные фракции, что существенно влияет на политизированность состава Совета по отбору судей. Следовательно для исключения такой практики и соблюдения законодательства, необходимо предусмотреть в законе создание комиссий при парламентском большинстве и оппозиции для приема письменных предложений от гражданского общества по выдвижению кандидатур и их проверки на соответствие критериям, установленным законом. Также следует законодательно определить порядок выдвижения и избрания кандидатов в СОС институтами гражданского общества, исключив возможность самовыдвижения, при этом важно, чтобы кандидаты не имели явной политической принадлежности, не только отвечали критериям, установленным законом, но чтобы их деятельность была связана с вопросами правосудия.  Такая мера призвана обеспечить не только реальное и деятельное участие гражданского общества в формировании судейского корпуса, но и уверенность населения в справедливости и объективности процесса отбора судей без политического влияния и коррупции. 

Необходимо также обеспечить широкую публичность, прозрачность и открытость процедуры избрания выдвиженцев в СОС на заседаниях парламентского большинства и оппозиции. Кроме того, в законе следует прямо указать, что все члены Совета по отбору судей являются независимыми и действуют в своем личном качестве, а не как представители избравших их политических сил.

 


[1]http://www.kenesh.kg/ru/news/show/3897/fraktsiya-kirgizstan-zhogorku-kenesha-odobrila-kandidaturu-v-sovet-po-otboru-sudey-kr