Как можно строить правовое государство, нарушая законы?!

добавлен 05 октября 2016 18:00
просмотров 1873

 

 

Нас – народ КР, уже несколько месяцев подряд, нынешняя власть готовила к идее что без изменений в Конституцию КР дальше никак нельзя. Много раз говорилось о «минах», о защите от «дурака» и т.д., но  действия властей инициаторов поправок в Конституцию, которые разворачиваются в последние дни показали, что представители власти начали активные действия в нарушение всех  законов и регламентов ЖК. Даже мониторинг заседаний профильных комитетов, не дал результатов, решения принимаются нагло и открыто. Так профильный комитет рассмотрел проект закона, при:

1. Отсутствии заключения Конституционной палаты ВС КР: в то время как, согласно части 2 статьи 64 Закона КР «О регламенте ЖК КР», «Проект закона о внесении изменений в Конституцию подлежит направлению в Конституционную палату Верховного суда для дачи заключения. В случае вынесения Конституционной палатой ВС КР отрицательного заключения, проект закона о внесении изменений в Конституцию рассмотрению не подлежит». Следовательно, перед рассмотрением проекта закона «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону КР «О внесении изменений в Конституцию КР» необходимо получить положительное заключение от Конституционной палаты ВС КР и только потом включать его в повестку и начинать рассматривать его в Комитете ЖК КР;

2. Отсутствии заключения экспертиз: тогда как, согласно части 1 статьи 20 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «Проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объединений, средств массовой информации; государственного бюджета, налоговой системы; экологической безопасности; борьбы с правонарушениями; введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности должны подлежать правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иной научной экспертизе (в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект нормативного правового акта)».

Проектом Закона КР «О внесении изменений в Конституцию КР», вносятся изменения и дополнения в разделы Конституции КР, где закреплены права человека – в ст. 16, 30, 24, 26, 41 Конституции КР, кроме того, вносятся изменения затрагивающие гендерные вопросы – в ст. 36 Конституции КР.

В соответствии со статьей 50 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР», «1. Экспертная служба Аппарата по проекту закона в обязательном порядке представляет заключения с результатами правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз: 1) на проект закона и пакет проектов законов до рассмотрения их ответственным комитетом и внесения на первое чтение; …».

Согласно пункту 5 части 6 статьи 51 Закона КР «О регламенте ЖК КР», «Ответственный комитет по итогам рассмотрения проекта закона и сопроводительных документов принимает заключение, в котором отражаются:… 5) предложения по результатам экспертиз, проведенных в соответствии со статьей 50 настоящего Регламента».

Таким образом, Жогорку Кенеш КР может рассматривать указанный законопроект, только после проведения правозащитной и гендерной экспертиз.

В справке обоснования к проекту Закона КР «О внесении изменений в Конституцию КР» указанно, что «законопроект не вызовет правозащитных, гендерных и коррупционных последствий». Мы считаем, что инициаторы законопроекта не могут утверждать, что законопроект не вызовет вышеуказанных последствий, так как не были проведены соответствующие экспертизы;

3. Отсутствии обобщений итогов общественных обсуждений: в то время как, согласно части 2 статьи 22 Закона КР «О нормативных правовых актах КР», «Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта обеспечивается нормотворческим органом путем: обеспечения доступа к тексту проекта нормативного правового акта; принятия, рассмотрения и обобщения предложений, поступающих от участников общественного обсуждения; подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо не включения их в проект нормативного правового акта. Итоговая информация отражается в справке-обосновании к проекту нормативного правового акта»;

4. Отсутствии результатов голосования всех членов комитета на заседании ответственного Комитета ЖК КР 27 сентября 2016. Так в ходе голосования, проведенного во время заседания ответственного Комитета ЖК КР 27 сентября по вопросу «отложения рассмотрения вопроса о назначения референдума» были допущены нарушения Регламента ЖК КР, предъявляемые к данной процедуре. Так, согласно пункту 1 статьи 84 Закона КР «О регламенте ЖК КР», «1. Жогорку Кенеш принимает решения на основе следующих видов голосования: 1) открытое голосование с использованием электронной системы подсчета голосов; 2) открытое голосование без использования электронной системы; …»

Согласно статьи 1 Закона КР «О регламенте ЖК КР», «открытое голосование - способ голосования, при котором фиксируются волеизъявление и результаты поименного голосования каждого депутата по одному из вариантов ответа ("за", "против");

Согласно статьи 87 Закона КР «О регламенте ЖК КР», «3. Открытое голосование без использования электронной системы проводится путем поименного опроса председательствующим каждого депутата с фиксацией его волеизъявления».

Данная процедура председательствующим в ходе заседания ответственного комитета не была проведена. Председательствующий ограничился фиксированием и подсчетом голосов депутатов-членов комитета, проголосовавших «за» отложение рассмотрения (которых оказалось в меньшем количестве) и, не поставил на голосование вопрос кто «против», признав по умолчанию «если не за, значит против» отложения.

Учитывая то, что мы живем в «правовом» государстве, мы обратились за защитой законности в суд. Все вышеуказанные нарушения легли в основу нашего заявления.

 Так  29 сентября 2016 года было подано заявление в   Межрайонный суд  г. Бишкек о признании недействительным полностью заключения от 27.09.2016 года на проект закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской. Ответчиком по данному делу была председатель Комитета по Конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК Кыргызской Республики Кодуранова А.С.

3 октября 2016 года судья Межрайонного суда г. Бишкек Бекбаева Н.Х., рассмотрев заявление Карасартовой Р. Р. вынесла определение: в принятии заявления Карасартовой Р. Р. к председателю Комитета по Конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК Кыргызской Республики Кодурановой А.С. о признании недействительным полностью заключения от 27.09.2016 года на проект закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» -  отказать (определение здесь).

Судья мотивировала свой отказ по следующим основаниям:

«Оспариваемое заключение комитета по Конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК Кыргызской Республики носит рекомендательный характер и не возлагает на ЖК Кыргызской Республики какой-либо конкретной обязанности, т.е. не порождает правовых последствий.

При таких обстоятельствах суд считает, что заключение Комитета по Конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК Кыргызской Республики не является нормативным (ненормативным) актом, так как по своему содержанию не содержит властно-распорядительных полномочий и не подлежит обжалованию в межрайонном суде в порядке Главы 26 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики».

 P.S.    Данное определение суда будет обжаловано, хотя шансов на победу мало. Но если не бороться совсем, то и власти будет легче вытворять что ей выгодно и надо. Посмотрите сами, какие первоначальные изменения в Конституцию хотели протащить власти и то, что сейчас предлагают. Значит не зря! Мы продолжим эту борьбу.