Новые законопроекты для судебной реформы обсуждались судьями…

добавлен 13 июня 2016 17:45
просмотров 1284

 

 

Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 были приняты за основу рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики, представленные Комиссией по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы, образованной Указом Президента Кыргызской Республики «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» от 17 января 2012 года № 6. В соответствии с рекомендациями были определены главные концептуальные цели судебной реформы одна из которых является:

- приведение законодательства Кыргызской Республики в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.

Также данным Указом образован Совет по судебной реформе, который является совещательным и консультативным органом при Президенте Кыргызской Республики по вопросам судебной реформы.

1 февраля 2013 г. распоряжением Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Нарымбаева Д.И. принимая во внимание предложения членов Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, заинтересованных государственных органов и международных организаций были сформированы экспертные рабочие группы для разработки законопроектов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.

Экспертные рабочие группы по разработке проектов:

1. Уголовного Кодекса Кыргызской Республики и Кодекса о проступках Кыргызской Республики - руководитель группы Сыдыкова Лейла Чынтургановна, доктор юридических наук, профессор, проректор КРСУ им. Б.Н. Ельцина;

2. Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики - руководитель группы Сманалиев Канатбек Мойнокович, доктор юридических наук, профессор, зам. директора Юридического института КНУ им. Ж. Баласагына;

3. Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики - руководитель группы Асаналиев Тилек Асаналиевич, к.ю.н., президент МУК;

4. Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики - руководитель группы Калиева Гулбара Утюровна, Председатель коллегии по гражданским делам Верховного суда КР, заместитель председателя Верховного суда КР;

5. Закона «Об исполнительном производстве Кыргызской Республики» - руководитель группы Сатаров Улан Мелисович, Эксперт проектов ПРООН, адвокат;

6. Закона «О повышении ответственности судей Кыргызской Республики» - руководитель группы Мусабекова Чынара Абдыбакасовна, доцент кафедры конституционного права КРСУ им. Б. Н. Ельцина.

22 декабря 2014 года в рамках реформирования судебной системы Кыргызской Республики Совет по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики передал Жогорку Кенешу Кыргызской Республики ряд законопроектов.

Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был передан пакет из 7 проектов законов, разработанных экспертными рабочими группами, в частности проекты новых редакций Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Кодекса о проступках, а также законопроекты «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике», «О гарантированной государственной юридической помощи в Кыргызской Республике». Представленные проекты кодексов и законов разработаны в соответствии с нормами действующей Конституции Кыргызской Республики, Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы и международными соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика. Все документы прошли процедуру общественного обсуждения и были рассмотрены на заседаниях Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики.

В ноябре 2015 года мы обратились в Верховный суд КР с вопросом: Проводились ли в судейском сообществе обсуждения вышеуказанных проектов закона, и какие были внесены предложения по их изменению или доработке, либо целесообразности исключения?

Из ответа стало известно, что по некоторым проектам замечаний и предложений не было!!! А по проекту Уголовного кодекса Кыргызской Республики представлены следующие замечания и предложения.

«Согласно Закону КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» - названия нормативного правового акта, части, раздела, подраздела, главы и статьи должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их основное содержание. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

Кодекс - нормативный правовой акт, обеспечивающий системное регулирование однородных общественных отношений.

Однако, в проекте нового УК КР применены не понятные и не однозначные термины.

Так, в ч.4 ст.62 УК (проекта), указано, что вопрос о применении давности к лицу, совершившему особо тяжкое преступление, за которое согласно закону может быть назначено пожизненное лишение свободы, решается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, пожизненное лишение свободы не может быть назначено и заменяется лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. То есть, законодатель предоставляет суду право применения либо не применения срока давности уголовного преследования, и в то же время ограничивает его в назначении пожизненного лишения свободы. В связи с чем необходимо пересмотреть ч.4 ст.62 проекта УК.

Также в ст.62 ч.1 п.2 слова «пять лет» заменить словами «семь лет».

Вместе с тем непонятно необходимость и целесообразность разделения действующей статьи 97 УК КР на 2 статьи - в новом проекте это статьи 131 и 132 УК КР».

Статья 97. Убийство (действующий УК КР)

 

(1) Убийство - умышленное лишение жизни другого человека - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

(2) Убийство:

1) двух или более лиц;

2) женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

3) лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии или несовершеннолетнего;

4) лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

5) способом, опасным для жизни многих лиц;

6) с особой жестокостью;

7) сопряженное с изнасилованием или насильственным удовлетворением половой страсти в иных формах;

8) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;

9) совершенное на почве межнациональной или расовой либо религиозной ненависти или вражды;

10) из хулиганских побуждений;

11) сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

12) с целью использования органа или тканей потерпевшего;

13) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

14) совершенное группой лиц;

15) группой лиц по предварительному сговору;

16) совершенное организованной преступной группой или преступным сообществом, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

 

Статья 131. Убийство (новый проект)

Убийство - лишение жизни другого человека - наказывается лишением свободы ІV категории со штрафом ІV категории.

Статья 132. Убийство при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах

1. Убийство:

1) совершенное способом, опасным для жизни многих лиц;

2) совершенное группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

 3) с особой жестокостью;

4) из хулиганских побуждений;

5) из корыстных побуждений или по найму;

 6) с целью получения органа или тканей потерпевшего;

7) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

8) лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной, профессиональной деятельности или выполнением общественного долга;

 9) лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, или заведомо несовершеннолетнего;

10) совершенное на почве расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни), –

наказывается лишением свободы VI категории со штрафом VI категории.

 2. Убийство:

1) двух или более лиц;

2) женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

3) сопряженное с изнасилованием или насильственным удовлетворением половой страсти в иных формах;

4) сопряженное с разбоем, вымогательством, бандитизмом или актом терроризма;

5) сопряженное с похищением человека либо захватом заложника;

6) совершенное при совокупности любых двух или более отягчающих обстоятельств, предусмотренных частью 1 или настоящей частью настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы VI категории или пожизненным лишением свободы со штрафом VI категории или без такового.

P.S. Кто то говорит что для реформирования судебной системы нужны новые законы. А кто то, что законы нормальные и кардинально их менять не стоит, если надо то, можно в них внести некоторые изменения и дополнения. Проблема не в наших законах, а в высоком уровне коррупции начиная от маленького клерка и до «седьмого этажа Белого дома», ведь именно они не желают реформ. Нововведения потребуют больших затрат, тогда как в бюджете не хватает денег. Достигнут ли своей цели новые законопроекты, или это будет эффект «замены шила на мыло» и имитация проведения реформ?  Время покажет.