Быть или не быть суду присяжных…

материал добавлен 2016-05-16 09:25:00
просмотров 403

 

Государственная целевая программа "Развитие судебной системы Кыргызской Республики на 2014-2017 годы" (далее - Целевая программа) стала логическим завершением проведенного функционального анализа, который выявил: как работает судебная система, каковы ее сильные и слабые стороны, определил, какие возможности нужно использовать, чтобы повысить эффективность работы судов, а также, что необходимо предпринять, чтобы избежать внешних рисков и угроз, которые могут препятствовать судебной реформе.

На основе данного анализа были определены «сильные стороны» для внедрения в систему отправления правосудия института присяжных заседателей - это наличие законодательной базы, ведь деятельность присяжных заседателей регулируется Конституцией КР,  Уголовно-процессуальным кодексом КР, законом КР от 15 июля 2009 года № 215 "О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Так согласно пункту 6 статьи 26 Конституции КР «каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом». Согласно статьи 93 пункта 1 «Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия». В Уголовно-процессуальном кодексе КР посвящена целая  глава 37-1 Особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей. И в Государственной Целевой программе одной из важнейших целей  является достижение доверия к судам со стороны общества через внедрение института присяжных заседателей. Но, несмотря на это внедрение в суды присяжных заседателей постоянно откладывается и причинами отложения является отсутствие обоснованно рассчитанного бюджета на финансирование затрат, связанных с внедрением института присяжных заседателей. Хотя в ГЦП предусмотрены четкие задачи по созданию условий для внедрения института присяжных заседателей, разработке и принятию обоснованного бюджета для финансирования затрат, связанных с внедрением института присяжных заседателей, и обеспечение в последующем текущей деятельности суда присяжных. Там же были определены целевые индикаторы по данному направлению: количество обученных судей по рассмотрению дел с участием присяжных заседателей, администраторов суда и работников аппаратов судов в 2017 году должно быть 10%; обеспечение материально-технической базой института присяжных заседателей в 2017 году должно быть 10%.

Ответственными за реализацию Целевой программы являются Совет судей, Верховный суд и Судебный департамент при Верховном суде - со стороны судебной власти, и Министерство финансов - со стороны Правительства, руководство которых, несут персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Целевой программы бюджетных финансовых средств, а также определяют формы и методы управления реализацией Целевой программы.

Вопрос о введении этого института поднимается с 2008 года, закон принят в 2009 году, в 2012-м парламент одобрил поправки в закон КР «О присяжных заседателях в судах КР». Согласно данным поправкам присяжные заседатели должны вводиться поэтапно с 2015 года в городах Бишкеке и Оше, с 2016-го - в Чуйской, Джалал-Абадской, Таласской, Ошской областях, с 2017-го - в Иссык-Кульской, Нарынской, Баткенской областях.

Однако многие чиновники, да и сами судьи не желают внедрения института присяжных заседателей. На девятом заседании Совета по судебной реформе КР 14 - 15 марта 2016 года  был представлен  новый законопроект к закону "О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики" и член совета Качыке Эсенканов (судья Верховного суда КР)  отметил, что с момента принятия закона о присяжных заседателях прошло достаточно времени для апробации его в действии, но ситуацию усложняет нехватка денежных средств, и в этой связи предложил поправки в закон, которые потребуют меньше финансирования. Так, предлагается сократить число присяжных заседателей с 9 до 2 человек. Предлагаемый суд присяжных заседателей будут участвовать в принятии окончательного решения совместно с профессиональным судьей в отличие от суда присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Член Совета по судебной реформе при Президенте КР добавил, что также указанным законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которые определяют инстанции местных судов, рассматривающих уголовные дела с участием присяжных заседателей, также регламентируются  особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей, и определяется порядок формирования предварительного состава кандидатов в присяжные заседатели.

В правительстве создали комиссию по законопроекту о присяжных заседателях. Она проработала все нюансы и решила, что внедрение закона надо отложить. Документ требует корректировки. Так на межрайонные суды возложили обязанности по вводу суда присяжных, но в них рассматриваются административные и экономические дела, тогда как присяжные заседатели должны участвовать в уголовных делах. «Внедрение в Кыргызстане судов присяжных требует огромных средств, поэтому сейчас мы не можем реализовать идею. Предлагаем поэтапно вводить их в судах по мере нахождения источников и после изменения законодательства. В ближайшее время внесем на рассмотрение парламента новые сроки исполнения закона о присяжных» сообщил министр финансов Адылбек Касымалиев.

«Участие общественности в судебных разбирательствах закреплено конституционно. Но, мое мнение, закон, принятый Жогорку Кенешем прошлого созыва, немного не подходит для судебной системы Кыргызстана. По данному закону суды присяжных должны работать в межрайонных судах. А эти суды изначально были созданы для рассмотрения хозяйственно-экономических и административных споров. Участие присяжных предусматривает рассмотрение тяжких уголовных дел, где речь идет о возможном пожизненном заключении подсудимого. Если мы включим рассмотрение таких дел в межрайонные суды, то получится каша, в которой нам всем будет сложно разобраться. Еще одна проблема – сами присяжные. На каждом процессе по закону должны присутствовать 9 присяжных. Где в такой маленькой республике мы найдем столько объективных, не связанных общими целями, или родством, людей. Недавно у нас был рабочий визит в Российскую Федерацию. Даже там этот вопрос стоит сложно. Я думаю, что закон о присяжных нужно доработать» из интервью председателя Верховного суда Кыргызской Республики Ферузы Джамашевой.

P.S. Быть или не быть суду присяжных, если есть закон, но нет бюджетных финансовых средств, нет воли и желания у тех, от кого зависит внедрение этого института, нет должного уровня правосознания у граждан, нет многого…

 

 

 

О нас

Наша организация предоставляет юридическую консультацию, независимый мониторинг судебных процессов и проводит анализ правосудности судебных актов

Статистика

Всего материалов
Заданных вопросов
Полученных ответов
Отзывов на судей
3051
468
367
1356

Контакты

0 (312) 316447
koom.kg@gmail.com koomkg1@gmail.com
с 09-00 до 17-00
Адрес: ул. Табышалиева 3, 1 этаж, (пересечение ул. Боконбаева и Манаса)

Как нас найти?