Комментарий к новому Закону КР «О местном самоуправлении»

добавлен 02 февраля 2012 11:45
просмотров 1279

 

 

Б.Асанакунов

директор Союза местных самоуправлений КР

Принятый 15 июля 2011 года Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» является пятым по счету аналогичным законом (1991, 1992, 2001, 2008 и 2011 годы). Законы 1991 и 1992 года были декларативными и не носили никакой нагрузки, населенные пункты Кыргызстана продолжали функционировать в условиях государственного управления.

С переводом города Бишкек (1995 год) на принципы местного самоуправления и принятием Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в 2001 году, было начато функционирование реального местного самоуправления в нашей республике. Следует отметить, что данный закон повторил название закона 1991 года и стал называться, как и прежде законом «О местном самоуправлении».

Что нового появилось в новом законе?

Во-первых, новый закон в первом разделе обозначил особенности организации местного самоуправления в городах республиканского значения Бишкек и Ош, и что порядок формирования органов МСУ в этих городах устанавливаются отдельными законами о статусе этих городов. Помимо этого, особенности организации местного самоуправления в приграничных, высокогорных, отдаленных территориях, их функции и полномочия, взаимоотношения с органами государственной власти будут устанавливаться законами о статусе этих территорий.

Во-вторых, вместо айылного округа вводится новое понятие айылный аймак, местную государственную администрацию теперь представляет только район.

Конституционный принцип открытости и подотчетности органов местного самоуправления нашел отражение и в новом законе.

Если в прежнем законе систему органов местного самоуправления составляли представительные и исполнительные органы, то в новом законе систему органов МСУ составляют на первом уровне - представительные и исполнительные органы айылного аймака и города, на втором уровне - представительные органы 40 районов нашей страны.

Следует отметить, что отныне при подготовке и принятии решений по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, органы государственной власти обязаны проводить консультации не только с органами местного самоуправления, но с их ассоциациями и союзами местных сообществ. Это особенно важно, учитывая все возрастающую роль действующего Союза местных самоуправлений КР.

В новом законе конкретизировано право местной нормотворческой (народной) инициативы. Теперь таким правом обладает не менее 100 членов местного сообщества, если иное не предусмотрено уставом местных сообществ.

Что касается перечня вопросов местного значения, то некоторые функции органов МСУ логически сокращены. Сюда относятся прежние функции местного самоуправления как организация теплоснабжения на соответствующей территории, выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты и первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики. Соответственно, они перешли в раздел делегированных государственных полномочий.

Элементы парламентской системы будут действовать и на местном уровне. Так, например, избранные депутаты городских и районных кенешей будут объединяться в депутатские фракции. Большинством в городском и районном кенеше будет считаться та

1

фракция или коалиция фракций, которая официально объявит о создании коалиции, имеющие в местном кенеше более половины депутатских мандатов. Фракция или фракции, не входящие в состав фракций или коалиции фракций большинства, будут считаться меньшинством в местном кенеше.

Численный состав местных кенешей, как и прежде, устанавливается с учетом численности населения соответствующей административно-территориальной единицы, кроме кенешей городов Бишкек и Ош и районных кенешей, однако численный состав кенешей увеличивается. Это связано не только возрастанием роли местных кенешей, но и тем, что депутаты местных кенешей будут выбирать глав исполнительных органов местного самоуправления. Так в кенешах городов Бишкек и Ош будут заседать 45 депутатов, а в районных кенешах - 35 депутатов. В городских и айылных кенешах с населением до 6000 человек будут выбирать 11 депутатов, от 6001 до 20000 человек - 21 депутата, а от населения в 20001 человек и выше - 31 депутат.

В новом законе значительно увеличивается компетенция районного кенеша. Так, к ведению районных кенешей теперь относится осуществление контроля за деятельностью территориальных подразделений государственных органов власти (кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений государственного органа национальной безопасности и органов государственной статистики Кыргызской Республики), а также внесение вопроса об отстранении от должности руководителей вышеуказанных органов в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Районный кенеш будучи по своему статусу представительным органом местного самоуправления, будет напрямую участвовать в принятии в соответствии с законом решения об объединении усилий с другими органами МСУ, в том числе по вопросам трансграничного сотрудничества, в целях реализации общественно-полезных работ и услуг, продвижения и защиты интересов органов МСУ, а также о сотрудничестве с отечественными и зарубежными хозяйствующими субъектами и общественными объединениями для осуществления мероприятий или выполнения работ, представляющих общий интерес.

Кроме этого, районный кенеш будет заниматься вопросами не только выработки предложений по административно-территориальному устройству, но и внесением предложений по осуществлению проектных работ, строительству, содержанию и модернизации дорог, мостов, жилого фонда, а также других объектов в области коммунального хозяйства, экономики, социальной сферы и сферы развлечений районного значения;

В новом законе увеличиваются требования к мэру города и главе айылного аймака при его избрании. Мэром города может быть избран дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной либо муниципальной службе либо стаж работы в государственных учреждениях образования или здравоохранения не менее 5 лет.

В отношении главы айыл окмоту стаж работы на государственной либо муниципальной службе, либо стаж работы в государственных учреждениях образования или здравоохранения должен составлять не менее 3 лет. В случае не избрания депутатами местного кенеша главы айыл окмоту, в месячный срок с момента образования вакансии по предложению Премьер-министра Президент осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш.

Следует отметить, что в отныне структуру айыл окмоту могут входить участковый врач, ветеринарный врач, сотрудник органов внутренних дел (участковый инспектор). Участковый врач, ветеринарный врач, сотрудник органов внутренних дел (участковый инспектор) будут набираться в штат айыл окмоту на контрактной основе, в порядке, устанавливаемом Правительством КР.

В связи с тем, что дискуссии депутатов Жогорку Кенеша КР в стенах парламента относительно порядка избрания мэров городов Бишкек и Ош не выявили единого мнения, то выборы в этих городах будут определяться отдельным законом, например, законами о статусе этих городов.

Относительно других городов, то право на выдвижение кандидатуры на должность мэров теперь имеют фракции городского кенеша и Премьер-министр. Выборы мэров городов назначаются Центральной избирательной комиссией и должны быть проведены территориальной избирательной комиссией не позднее 30 дней со дня образования вакансии. В случае неизбрания депутатами соответствующего кенеша мэра города в месячный срок с момента образования вакансии по предложению Премьер-министра Президент осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш. Премьер-министр обязан назначить исполняющего обязанности мэра до избрания мэра новым составом соответствующего местного кенеша. В прежнем законе местным кенешам предоставлялись две попытки, ныне у местных кенешей осталась только одна попытка.

Такие же процедуры установлены для глав айылных аймаков.

В новом законе достаточно подробно расписан порядок регистрации кандидата на должность главы исполнительного органа МСУ. Так, для регистрации субъект, выдвинувший кандидата на должность главы исполнительного органа местного самоуправления, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию решение о выдвижении кандидата на должность главы исполнительного органа местного самоуправления, заявление кандидата о согласии баллотироваться, биографические данные кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства, а также соответствующие документы, подтверждающие требования к кандидатуре главы исполнительного органа МСУ. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата на должность главы исполнительного органа местного самоуправления требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При этом если избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата, которые являются препятствием для регистрации данного кандидата, в течение 24 часов после получения документов избирательная комиссия обязана уведомить субъекта, выдвинувшего кандидата, о данных несоответствиях. Субъект, выдвинувший кандидата, вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидат, территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения, выдать субъекту, выдвинувшему кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

Сам кандидат вправе в любое время, но не позднее, чем за 2 дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае соответствующая территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

Кроме этого, субъект, имеющий право на выдвижение кандидата на должность главы исполнительного органа местного самоуправления, в любое время, но не позднее чем за 2 календарных дня до дня голосования, вправе отозвать кандидата, подав соответствующее письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае соответствующая территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, выдвинутого от субъекта, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

В новом законе конкретно установлена ответственность организаций и должностных лиц за вред, причиненный местному самоуправлению. Так, предприятия (объединения), организации и учреждения, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме убытки, причиненные их действиями или бездействием интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, а также ущерб, нанесенный в результате невыполнения решений органов местного самоуправления.

Законом предусмотрен порядок вступления в силу принятого Закона. Установлено, что мэры городов, главы городских управ городов районного значения и поселков, главы айыл окмоту, избранные до вступления в силу закона, продолжают исполнение своих полномочий до истечения срока, на который они были избраны. Исполняющие обязанности мэров городов, глав городских управ городов районного значения и поселков, глав айыл окмоту продолжают исполнение своих полномочий до избрания нового мэра города и главы айыл окмоту.

Пполномочия депутатов местных кенешей, избранных до вступления в силу данного закона, будут сохранены до истечения их полномочий.

Как видно из анализа норм нового Закона КР «О местном самоуправлении», всем нам предстоят достаточно большие работы по проведению преобразований с тем, чтобы полнее реализовать заложенные в нем демократические ценности, и вывести органы местного самоуправления в Кыргызстане на новый этап своего развития.