Практика рассмотрения административных правонарушений в регионах Кыргызстана.

добавлен 13 марта 2014 12:59
просмотров 1468

 

 

Гражданский совет по контролю судебной системы с февраля 2014 года, проводит мониторинг судебных заседаний по рассмотрению дел о совершении административных правонарушений в Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-кульской и Нарынской областях.

Настоящая статья, посвящена правоприменительной судебной практике рассмотрения административных правонарушений в четырех регионах Кыргызстана.

Фатима Якупбаева

Старший юрист

ОО «Партнерская группа Прецедент»

Ошская область.

Результаты мониторинга в Ошской области, показали, что такие принципы как «гласность и открытость судопроизводства» и «доступность в зал суда» не соблюдаются. Имели место факты, когда одна и сторон просила удаления из зала суда независимого наблюдателя по довольно субъективным причинам, и председательствующий в зале суда, удовлетворял просьбу стороны, в нарушение статьи 551 Кодекса КР об административной ответственности «Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении». Либо сотрудники суда не сообщали наблюдателям о назначенном времени судебного процесса по рассмотрению материалов о совершении административных правонарушений, обосновывая это повседневным незнанием такой информации. Подобный ответ расценивается как намеренное ограничение права на доступ к информации.

Общий мониторинг позволил выявить и попытки незаконного прекращения судебного производства. Незаконность заключается в предложении судьи, адресованное сторонам  в процессе судебного рассмотрения заключить мировое соглашение. Как устанавливает Кодекс КР об административной ответственности (далее - КоАО), обстоятельствами, исключающие производство по делу об административном правонарушении не может быть заключено мировое соглашение. Согласно статье 18 КоАО, прекращение производства по делу, по согласованию сторон может наступить только в случае, передачи материала об административном правонарушении на рассмотрение судов аксакалов, с учетом отдельных особенностей, указанных в этой же статье.

Джалал-Абадская область.

Общие результаты мониторинга в Джалал-абадской области, свидетельствуют о нескольких фактах:

- Относительное соблюдение процессуальных стандартов (объявление об открытии судебного заседания, состава суда, права заявления отвода суду, разъяснение процессуальных прав и обязанностей участников судебного заседания).

- Высокий уровень количества рассмотрения дел о совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 238 КоАО «Управление транспортным средством водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состояние  опьянение». Только за 9 дней (10.02-19.02) 2014 года, на судебное рассмотрение поступило 30 материалов, из которых 24 о совершении административного правонарушения предусмотренного вышеуказанной статьей.  

- Низкая явка лиц, привлекаемых к административной ответственности.

В случае, надлежащего уведомления участников судебного рассмотрения, судья правомочен рассмотреть материалы дела о совершении административного правонарушения и без самих участников, в том числе и без предполагаемого правонарушителя.  Данные мониторинга свидетельствуют о низкой явке именно лиц привлекаемых к административной ответственности, в результате постановление суда принимается без его участия.  

Иссык-кульская область.

Общими результатами мониторинга в Иссык-кульской области, является несоблюдение процессуальных стандартов судопроизводства по административным правонарушениям. В 19 случаях из 19, судья Каракольского городского суда, Мадамин Азимжанов не соблюдал такие стандарты, как «Объявление о начале судебного заседания и о том, какое дело слушается», «Разъяснение права отвода суду и самоотвода», «Разъяснение процессуальных прав и обязанностей, лиц участвующих в деле», «Разрешение вопросов о ходатайствах сторон (если, они имеются)». Секретарь судьи Азимжанова М. не вел во всех 19 случаях, протокол судебного заседаниях. Принятые этим судьей, акты в 18  из 19 признавали лицо, привлекаемое к административной ответственности – виновным в совершении правонарушения (статья 364 КоАО «Мелкое хулиганство»). Только в одном случае, к правонарушителю применили административное взыскание в форме штрафа.

Нарынская область.

Единым результатом мониторинга рассмотрения материалов о совершении административных правонарушений, является низкое количество рассматриваемых в судах этой категории судебных разбирательств.