КП ВС КР: Передача дел прокурором для расследования в несоответствии с подследственностью неконституционно... даже в исключительных случаях

добавлен 19 января 2014 15:29
просмотров 1201

 

 

13.01.2014 в 09:30 Конституционной Палатой ВС КР было рассмотрено обращение гражданина Абдыкалыкова М. о признании неконституционным и противоречащим пункту 6 статьи 104 Конституции пункта 1 части 1 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики в части «в ходе производства по уголовному делу прокурор уполномочен: уголовное дело передавать для расследования следователям в исключительных случаях – независимо от подследственности».

 

            Судебное заседание по делу гражданина Абдыкалыкова М. было перенесено по ходатайству одной из сторон с 19.12.2013 на 13.01.2014.

            Специалист по мониторингу (далее – У.) оставил ходатайство с просьбой разрешить использовать звукозаписывающее устройство в зале судебного заседания 10.01.2014. Сотрудник общего отдела Аппарата КП ВС КР оставил отметку о принятии ходатайства в контрольно-пропускном пункте (далее – КПП).

            Назначенное на 09:30 утра процесс начался вовремя. Из судей КП ВС КР присутствовали: Касымалиев М.Ш. (председатель), Мамыров Э.Т. (заместитель председателя), Айдарбекова Ч.А. (судья-секретарь), Макешов Д.М. (судья-докладчик), Бобукеева М.Р., Осконбаев Э.Ж., Осмонова Ч.О., Сооронкулова К.С. Отсутствовала: Нарынбекова А.О. Обращающаяся сторона в лице Абдыкалыкова М. и его представителя по доверенности Айткулова И. Сторона-ответчик: представитель Жогорку Кенеша КР, иные лица: представители Генеральной прокуратуры КР в лице двух заместителей Генерального прокурора КР (далее – генпрокурор).

Предмет обращения был связан с уголовным делом (далее – УД), переданного в суд и возбуждённого в отношении бывшего судьи Абдыкалыкова М. По данному УД решением генпрокурора было решено передать УД для расследования следователю Следственного Управления Государственной Комитета Национальной Безопасности (далее – СУ ГКНБ) на основании ч. 1 ст. 34 Уголовно-процессуального кодекса КР (далее – УПК КР), где в исключительных случаях в ходе производства по УД прокурор уполномочен передавать дело следователям независимо от подследственности.

            Основными доводами обращающейся стороны послужили наличие другой конкурирующей нормы в УПК КР. Согласно ч. 3 ст. 163 УПК КР по УД о преступлениях против правосудья, совершённых должностными лицами государственных органов, следствие производится органами прокуратуры. При наличии такой коллизии в одном и том же нормативно-правовом акте предпочтение отдаётся той норме, которая была принята позже. Так, последней редакцией ст. 34 был закон № 152 от 09.08.2011, а ст. 163 – закон № 159 от 24.07.2013. Если какая-либо норма противоречит нормам Конституции КР (здесь – п. 6 ст. 104: «Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается: …уголовное преследование должностных лиц государственных органом»), то это не является поводом при использовании данной нормы для нарушения другой нормы, не противоречащей Конституции КР.

            Сторона-ответчик аргументировал такое расхождение в нормах УПК КР целесообразностью таких исключительных случаев. Для проведения более оперативного расследования дела практика передачи прокурорами УД следователям независимо от подследственности имеет свои положительные моменты, т.к. для более быстрого предварительного следствия прокурор заинтересован в передаче дела тому органу, которая осуществляла уголовное преследование. Существуют так же случаи, когда УД в отношении какого-либо лица, являющегося родственником прокурора, передавались другим следственным органам независимо от подследственности для обеспечения принципа объективности. Прокуратура всегда обязана составлять мотивированное определение, когда УД передаётся следователю независимо от подследственности.

            Иные лица в лице заместителей генпрокурора выступили с докладом, поддерживая аргументацию стороны-ответчика. Заместитель генпрокурора добавила, что наличие такого полномочия прокурора объясняется существованием Антикоррупционной Службы (далее – АКС) ГКНБ КР. В данном случае именно АКС ГКНБ КР выявил преступление, поэтому и дело было передано СУ ГКНБ КР генпрокурором. По делам, связанным с должностными преступлениями, а именно ст. 303 Уголовного Кодекса КР (далее – УК КР) – «Коррупция», после передачи УД следователю независимо от подследственности в любом случае Постановление о привлечении к уголовной ответственности утверждается только прокурором. Кроме того, Приказом № 25-Т/13 генпрокурора КР был утверждён перечень исключительных случаев касательно ч. 1 ст. 34 УПК КР, где предусматривались такие основания как необъективность, оказывание давления на прокурора КР, общественная значимость УД, целесообразность.

            Заслушав заключительные речи сторон и иных лиц председатель объявил об удалении судей КП ВС КР в совещательную комнату для принятия решения. Секретарь судебного заседания Максатбек Шаршенбекович уведомил всех присутствующих в зале о том, что оглашение решения состоится сегодня в 16:00.

            Оглашение решения состоялось с опозданием на 55 минут. Решение было вынесено вместе с мотивировочной частью, т.е. объявлено полное решение. Обращение гражданина Абдыкалыкова М. было удовлетворено в той мере, в какой это было указано в мотивировочной части решения КП ВС КР. К решению КП ВС КР приложено особое мнение судьи Мамырова Э.Т.

            Ссылка на решение КП ВС КР: http://constpalata.kg/wp-content/uploads/2014/01/RESHENIE-po-delu-Abdy-kaly-kova.pdf